Художница Ольга Демкина выехала во Францию ​​одиннадцать лет назад — в 1997-м. Думала попутешествовать и вернуться, но судьба распорядилась иначе. Вышла замуж за француза, удивило своим художественным ткачеством родину изготовление гобеленов , а любителей живописи — своими фантастическими импровизациями. Ей пошли заказы от книгоиздателей, статьи о ней появились в западноевропейских художественных энциклопедиях. Приехав на родину, художница с радостью согласилась на интервью. Михась Скобла : «Ольга, я не спрашиваю о вашем тамошний быт, про языковые проблемы; расскажите, как вы акклиматизировались во французском обществе именно как художница?» Ольга Демкина : «Если птица перелетает в более теплое, в более светлое гнездо, она должна адаптироваться. Должна привыкнуть к другому среды, до новых растений, к новому солнцу, хотя кажется, что солнце светит всем одинаково. Безусловно, забыть прошлое и начать новую жизнь художнику очень непросто. Все надо начинать с нуля. Перанаражацца. Ведь творчество иностранного художника, который приехал в другую страну, воспринимается там не сразу. Чтобы понять его искусство, чтобы почувствовать его традиции, его мышление, нужно знать страну, из которой он приехал, надо знать, какие корни его питали, которые воды омывали, какие ветры авявали вибрацию его душе. Разумеется, я об этом не думала, просто продолжала привычно работать, не останавливаясь, даже тогда, когда жизнь не слишком ласково обходилась со мной. Я не эмигрант, я не политический беженец, я не перешла по потаенных стезям границу, я просто совершала свое жизненное путешествие, и так случилось, что остановилась во Франции. Но гражданство у меня остается белорусское, и я не вижу надобности его менять «. Скобла : «В Беларуси вас знали как мастера габэлену, я помню ваши шикарные произведения, которые видел на выставках. А занимаетесь ли вы художественным ткачеством во Франции? » Демкина : «Возможно, мой ответ будет неожиданность для радиослушателей, для моих белорусских коллег, работающих в габэлене. Но, на удивление, во Франции исчез габэлен как вид современного искусства. И когда я привезла свои произведения и выставляла их в Париже, Лионе, Сант-Этьен, Амъене, то люди приходили на выставки и бесконечно удивлялись. А кое-кто даже думал, что я писала пэндьлем по тканям! Это меня даже оскорбило, так габэлен родился на земле Франции! Франция — родина габэлену! Я была в шоке, но потом поняла, что гобелен во Франции все же остался, но только как реставрация древних габэленав. И сегодня во Франции я имею перспективу как габэленшчыца: в этом году меня пригласили на президента по текстилю, моя задача — возродить габэлен в Лионе «. Скобла : «Французам повезло — приехала Ольга Демкина и восстановит для них их же габэлен». Демкина : «Возродить габэлен — пожалуй, сказано слишком громко. Но ко мне в мастерскую заходили люди, осматривали, ощупывали имеет габэлены на выставках, очень долго присматривались, годами, и вот только сейчас предложили мне возглавить это дело. Для меня это почетно и ответственно. Но мне тоже хочется соединить габэлен французский и габэлен белорусский и посмотреть, что получится в итоге. Почему нет? Не всегда французы, которые открыли гобелен, могут здесь быть законодателями моды. Почему белорусы не могут сделать ренессанс, возродить то, что потерянное? Это абсолютно нормально «.