Художник Работает с керамикой, акварелью и графикой. С 1975 года занимается деревом. Его работы достаточно широко известны. Украшают кабинеты, имеются в простых домах и на выставках. В городах Венгрии около 14 скульптур красуются в парках. В Херсоне есть салон-магазин его работ, сама мастерская находится в другом районе города.

Дерево, о котором идет речь, было посажено в 1784 году. Относится к породе Карагач, растет на востоке. Фактически является ровесником города Херсон, который в свою очередь был основан 1778 году. Разница всего в шесть лет, что на фоне веков кажется ничтожно малой. История дерева имеет много версий. По версии, которая висит на ограде оно было посажено няней-кормилицей в память трагически погибшего сына Александра Суворова, Аркадия. По крайней мере так рассказали художнику.

Что бы работать с деревом Николаю Анатольевичу было необходимо иметь разрешение от местных властей. Он его получил еще 4 года назад. Из-за сложившихся обстоятельств, работу не удавалось продолжить. И только сейчас он вернулся закончить начатое.

В его распоряжении много интересных инструментов – резцов по дереву. Так как он хорошо знается на металлах и как художник умеет с ними работать, все сделано своими руками. Большинство это метал пружин вагонов. Как объяснил Николай Анатольевич, все обусловлено тем, что именно этот метал наибольше пригоден для работы с деревом. В отличии от остальных, «он режет дерево, а не рвет».

Инструменты художника

Интересным было и то, что для заострения инструментов им используется специальная паста Гои. В ее составе есть окись хрома и парафин. Эта паста наносится на круг (как на болгарке), сделанный с войлока, пропитанного солидолом. При изготовлении, для придания нужных свойств кругу, необходимо хорошенько его обточить, что бы сделать упругим и ровным. Как точишь, так потом вся мастерская и ты в том солидоле обляпаны, – делится художник.Еще больше меня удивил тот факт, что в его распоряжении есть и медицинские инструменты. К примеру, стамеска. Еще в далеком 1972 году этот инструмент он получил в замен на свою работу в магазине медицинской техники, Севастополе. Такая стамеска каким-то образом применяется при туберкулезе кости. Помимо этого, еще есть вытянутый инструмент с ушком на конце. Применяется в операциях по аборту. Художнику он служит для чистки трудно досягаемых мест, щелей, сужений.

Работает. Мне вспомнилось одно высказывание, что процесс творчества – интимный процесс, вторгаться нельзя.

Николаю Анатольевичу много внимания уделяют местные СМИ. Некоторые ежедневно наведываются, наблюдая за процессом. В основном пишут и снимают нормальные сюжеты, – говорит художник, – но есть и моменты, которые мне не нравятся. Одним с таких моментов стала надпись внизу дерева – «Гепард Н.А.». Дело в том, что в одной из газет возмутились тем, что он позволил себе подпись. Николай Анатольевич таким положением вещей огорчен: Они же под своими работами, в их случаи статьями, подписываются? Почему я не могу? Это же моя работа, мое творчество.

О самом дереве, ящичек и список пожертвовавших.

Финансовой поддержки от властей или спонсоров он не имеет. Основной доход художника составляют продажи его работ. На оградке дерева весит ящичек для пожертвований горожан с надписью «Херсонцы! Я это делаю для вас, ваших детей и внуков!… Городские власти мне за мою работ не платят… Если есть желание помочь, – помогите!». Рядом листики с ручкой, куда пожертвовавшие вписывают свои имена и фамилии. Некоторые говорят, что им это не надо, – рассказывает Николай Анатольевич, – но все таки необходимо, что бы продемонстрировать властям поддержку людей.

Цитаты художника приведены не слово в слово, но сохраняют весь смысл.

Фото: http://www.tsiba.org.ua/photo?album=5&gallery=13

Александр Цыба, http://www.tsiba.org.ua/xudozhnik.html

http://www.narodnapravda.com.ua/rus/culture/4e69ec684aca4/