>

Если не учитывать многократно перестроенный дворец Потоцких, то древнейшей постройкой Ивано-Франковска есть Художественный музей. Наверное, архитекторы Беное и Корассини, которые строили храм, представить себе не могли, что когда их детище окажется под подобной угрозой. Ведь ему угрожают люди.

Сегодня главной проблемой старинного храма есть трещины в фундаментах, вызванных строительством торговых центров вокруг. В Европе за это давно бы оторвали руки начальникам всех разрешительных организаций. А у нас страна толерантна … Чтобы понять, что мы рискуем потерять, «Репортер» предлагает небольшой экскурс в историю.

Деревянный начало

Римско-католический приход был создан в Станислав еще в далеком 1662 году. Первым войтом был ксендз Войтех Биляшевський. Костел сначала был деревянным и располагался левее современного.

Владельцы города щедро одаривали храм. Ему подарили часть села Пасечная с мельницей и корчмой, земли возле Заболотье, десятины с поместий, ежегодные пожертвования в 600 злотых и право на вырубку леса. Кроме того, ремесленники были обязаны доставлять в костел воск на свечи. Не забывали о главном храм города и польский король со львовским архиепископом — согласно их распоряжениями на содержание ксендзов костела назначались десятины из сел Ямница, Угрынив, Хриплин, Хомяковка и Павловки.

В начале 1670-х начинается строение каменного костела. Известный путешественник Ульрих фон Вердум, который посетил наш город в январе 1672 года, писал в своих мемуарах: «В городе есть папский костел, правда, деревянный, служба в котором будет совершаться до тех пор, пока не будет закончен хороший каменный костел , на строительстве которого уже выполнены немалые работы ». В 1673 году львовский архиепископ Войцех Корицинський освятил строительство.

К приходского костела принадлежали: декан, схоластика, кустоша и четыре каноники. Кроме службы богослужений, они преподавали в Костельной школе — так называемой Станиславской академии.

В 1679 году сын владельца города Станислав Потоцкий привез из Рима мощи святого Винцента. Их поместили в специальный алтарь, и вскоре к Станиславивского костела потянулись паломники со всех уголков Речи Посполитой.

Несколько слов о архитекторов. Начинал строение и выполнил все чертежи военный инженер Франсуа Корассини. А достраивал храм уже Кароль Беное. Наверное архитектору неплохо заплатили, потому что в ХVIII веке семья Беное стала настолько богатой, что даже приобрела город Бурштын.

Имени Андрея и Станислава

Строительство костела завершилось в 1703 году. Освящение проводил архиепископ Константин Зелинский, после чего храм получил название Костела Непорочного зачатия Девы Марии и святых Андрея и Станислава.

В крипте была родовая усыпальница Потоцких, поэтому они не скупились на отделку святыни. Уже в 1717 году костел имел восемь алтарей. Крупнейшими был центральный и боковые алтари святых Иосифа и Винцента. Сейчас от них остались разве что колонны из серого краковского мрамора и два ангела с отбитыми кистями.

Уже через 30 лет после постройки костела оказались недоработки архитекторов — по всему сооружению поползли трещины. Чтобы укрепить храм, в 1737 году по его бокам достроили мощные контрфорсы, несколько осквернила общий вид барочной постройки. Того же года Иосиф Потоцкий щедро одарил костел, отчего на правой стене снаружи появилась памятная таблица с гербом Потоцких «Пилява» и инициалами основателя. Ее можно увидеть и сегодня.

В 1751 году Иосиф Потоцкий умер, торжественное захоронение продолжалось четыре дня. Ничего подобного ни до, ни после этого стены костела не видели. Для похорон магната сделали огромный катафалк, который назвали «Каструм рубрум», т.е. крепость скорби. По четырем сторонам разместили деревянные скульптуры польских гетманов — родственников умершего (одна из них представлена ​​в экспозиции музея). Вот как описывает похороны очевидец.

«К костелу въезжали на скорейшем конском скаку избранные рыцари по одному, и каждый из них крестился копьем перед гербом в ногах гетманской гроба, а другие ломали шпаги, третьи бросали палаши, четвертые стреляли, пятые бросали хоругви, шестые бунчуки, седьмые штандарты и т. д. Каждый, сломав свое орудие у подножия гроба, падал с лошади, изображая сожалению за гетманом своим, а двум из богатырей, что, неудачно упав, сдвинули хоругви и штандарты и погасили свечи на катафалке, жаль удался лучше, ибо до падения с лошадей были они очень пьяными ».

Иосифа Потоцкого похоронили в крипте, где уже покоились его отец Андрей, мать Анна с Рисинських, брат Станислав и внук Иосиф. В 1886 году сюда, из бывшего иезуитского костела, перенесли прах Виктории Лещинской, первой жены магната. Всех их похоронили в центральной крипте. А еще существовали две боковые, где хоронили священников и зажиточных шляхтичей. Их в 2000 году исследовала археолог Мария Вуянко. Также перед костелом было кладбище, на котором хоронили жителей города римо-католического вероисповедания. Кладбище ликвидировали в 1787 году.

После присоединения Галичины к Австрии коллегиальный костел утратил свой высокий статус, а в 1810 году даже была проведена конфискация костельного серебра.

В 1877-м своды костела расписал художник Эразм Фабианский, однако фрески повредила пожар 1882 года. Через год после пожара в честь бытвы под Веной, в которой погиб Станислав Потоцкий, по обе стороны от центрального входа храма появились мемориальные доски польском и украинском языках. В 1933-м Украинском доску сняли, а польскую переместили на восточную стену.

Во время Первой мировой войны костел получил значительные повреждения, и жители города даже образовали комитет по реставрации святыни. Его возглавлял президент города Вацлав Хованец.

В 1946-1947 годах Станиславская поляки, отъезжающие в Польшу, забрали с собой много икон, детали органа, портреты Потоцких, которые украшали храм. Последнее богослужение в костеле состоялось в 1957 году.

Минералы, картины, иконы

В 1962 году здание передали под музей геологии института нефти и газа. Тогда по-варварски заштукатурили фрески, уничтожили много скульптур, подорвали барокову колокольню первой половины XVIII века.

После передачи храма Художественном музея в 1980 году начались реставрационные работы. Тогда частично восстановили росписи, реставрировали скульптуры.

Сейчас в музее постоянно функционирует выставка сакрального искусства Галичины. Наиболее ценным экспонатом является фигурки двух ангелов-путти работы гениального скульптора Иоанна-Георга Пинзеля.

В храмовый комплекс также относят дом-плебанию, т.е. место жительства священников. Это сооружение дошла до нашего времени, находится позади костела, а сейчас там хранятся фонды музея — целая картинная галерея.

Репортер

http://pravda.if.ua/news-20112.html