Вступил в силу принятый Госдумой пакет поправок в ст. 159 «Мошенничество» Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов России. Едва только это произошло, как от адвокатского сообщества, предпринимателей и просто граждан мы стали получать отзывы, лейтмотив которых прост: «Ну, наконец-то справедливость восторжествует!» Реакция в целом положительная, но как быть с тем, что в ящике рабочего стола депутатов Госдумы лежат десятки законопроектов, направленных на изменение Уголовного кодекса и нередко противоречащих друг другу? Как быть с тем, что еще большее их число пока только обсуждается обществом и властью? Последние инициативы глав МВД и Следственного комитета в Думе пока не появились, однако уже давно очевидна потребность и правоприменителя, и общества в коррекции многих норм отече­ственного Уголовного кодекса.

Нам необходимо решить для себя один принципиальный вопрос. Он о том, как дальше мы будем заниматься развитием российского общества и экономики. И если делать это на системной основе, то и законодательные шаги также должны быть системными. Принимая решение о поддержке поправок в статью «Мошенничество», депутаты Госдумы исходили из того, что далее потребуется детальный анализ правоприменительной практики по ней: чтобы ни у кого не возникало соблазна извращенного ее толкования.

Проблема правоприменения и его куль­туры стоит в случае с Уголовным кодексом особенно остро. Очевидно, что парламентариям необходимы дополнительные инструменты его анализа и контроля за работой правоприменителя.

Необходимо понимать, что система наказаний, предусмотренная Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, может стать непреодолимым препятствием на пути развития нашей страны. Оба этих документа создают для физических и юридических лиц то, что условно можно назвать «коридором возможного». В его рамках они и осуществляют свою деятельность, опираясь на нормы Гражданского кодекса и других нормативных документов.

Будет неправильно, если после того, как Госдума примет вторую за время существования постсоветской России редакцию Гражданского кодекса, страна продолжит жить по нормам Уголовного кодекса, пропитанного репрессивным духом советских времен. Российской Федерации необходим новый Уголовный кодекс, который будет соответствовать требованиям времени, гарантировать законопослушному гражданину невмешательство государства в его жизнь и ему же — защиту от криминала.

Но одного этого понимания недостаточно. Пора переходить к конкретным действиям. При высшем органе законодательной власти необходимо создать специальную комиссию по модернизации УК, в состав которой должны войти представители различных органов государственной власти, общественных организаций и гражданского общества. Вместе они должны сосредоточиться на анализе уже имеющихся в Государственной думе законопроектов и предложений в данной сфере, а также на изучении международного опыта и разработке основных положений реформы Уголовного кодекса.