В Украине традиция новогоднего празднования имеет особенно непростую и долгую историю: наши прадеды в разное время праздновали Новый год: и в марте, и в сентябре, и в январе — и теперь 2 раза (в ночь на 1-е и 14-е января ).
Современная молодежь умудряется отпраздновать Новый год еще и третий раз, по восточному календарю, как правило, в конце января — начале февраля. Но остановимся на собственно украинских традициях …
Сначала Новый год для наших предков был вполне весенним праздником. Поскольку во всех древних народов празднование Нового года обычно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту — начале земледельческих работ, то и древние славяне начало нового года ассоциировали с приходом весны. Зима сбежала — значит, наступил новый год.
Точно сказать, как праздновали Новый год в языческие времена на территории Киевской Руси, не могут никакие исторические источники, но скорее всего его связывали с появлением нового месяца и праздновали в канун весеннего равноденствия, называя «Новым Летом». О том, что март символизировал начало нового года и новой жизни, говорит и древний языческий обычай в марте устраивать торжественный обед — «тризну» — в честь умерших родственников.
При тризны наши предки воспевали конец зимы и при этом курили соломенное чучело, которое символизировало связь окружающей природы с жизнью человека. В Украине такая тризна происходит до, и тоже весной, но не всегда в марте, потому что этот обычай связан у нас с Пасхальными праздниками.
1 марта в Киевской Руси
С приходом христианства на русские земли и внедрением юлианского календаря 1 марта на наших землях официально устанавливается днем ​​Нового года, что, по церковному преданию, соответствует дате создания мира. В этот день известен как день преподобной мученицы Евдокии или, как крестьяне говорят, «Евдокии» (теперь это 14 марта).
Согласно народной традиции — это первый день весны, первый день нового года.
В этот день сурок просыпается от зимней спячки, выходит «на свет» и свищет три раза. Свистнув, он снова прячется в свою норку, ложится на другую сторону и будет спать до Благовещения. В этот день возвращаются из теплых краев ласточки. «Если увидишь ласточку, — поучала когда мать своего маленького сына, — возьми горсть земли, брось за ней и скажи:« На тебе, ласточка, на гнездо! »- Это чтобы быстрее весна приходила. Ласточка на своих крыльях нам весну с юга несет ».
Особых торжеств в этот день не было, но вся деятельность человека была связана с призыванием достатка в год. «Во Евдокию» огородники сеют рассаду капусты, веря, что она уже не будет бояться морозов. Хозяева угадывают урожай, садоводы срезают сухие вершины дерев, чтобы деревья лучше родили и чтобы на них нечисть не заводилась.
1 сентября в XV веке
Такое летосчисление сохранялось до тех пор, пока в XV веке русская церковь не приняла греко-византийский церковный обряд, вместе с которым началом церковного и гражданской года стало считаться 1 сентября.
Византийская православная церковь, согласно решению Никейского собора, официальным днем ​​празднования нового года провозглашала 1 сентября. Такое решение мотивируется тем, что в это время Иисус Христос после крещения и искушения дьяволом в пустыне начал проповедь Царствия Господня, свидетельствуя этим выполнение всех пророчеств Ветхого Завета и начало Нового. Дата же выбрана из-за того, что первая проповедь Иисуса состоялась во время иудейского праздника жатвы, который отмечается с 1 по 8 сентября.
С того времени 1-сентября (14 по новому стилю) наши предки праздновали день Преподобного Симеона Столпника — «Семена», который символизировал приход нового года. В этот день еще в казацкой Украине на Семена производили пострижины молодых ребят и впервые сажали их на лошади. Также в этот день ткачи устанавливали свои станки и начинали ткать ковры; брались за работу и все другие сельские мастера: столяры, ободники, кузнецы. «Семена» знаменует собой также начало копания картофеля.
В то же время на украинских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, а позже — Речи Посполитой, начало Нового года праздновали 1 января и летоисчисление велось «от Рождества Христова».
С внедрением папой Григорием XIII новой календарной системы, получившей название григорианской, или «нового стиля», все европейские народы переходят на празднование Нового года 1 января. Зато Православная церковь хотя и признала неточность юлианского календаря, однако отказалась переходить на григорианский за того, что по новому стилю христианская Пасха иногда совпадает с еврейским или наступает раньше, что запрещено «Апостольские правила».
1 января после 1700
На территории Киевской Руси традицию празднования Нового года 1 января принес царь Петр в 1700 году, позаимствовав ее в Голландии и других странах Западной Европы. Причем, как и ранее, исчисление продолжало вестись по юлианскому календарю, который сохранялся на всей территории Российской империи до 1918 года. Поэтому длительное время Новый год на землях, входивших в ее состав, а не совпадал с западноевропейским.
Согласно историческим упоминаний, первый день нового года был отмечен торжественным парадом на Красной площади в Москве. И он же, Петр, ввел традицию украшать елки, активно внедряя также праздничные поздравления, фейерверки, новогодние смешные костюмы с масками.
На Красной площади устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь повелел в знак доброго начинания и нового века «по большим проезжим улицам и возле домов знатных людей украшать елки и сосны. А людям небогатым хотя бы по ветке над воротами или дверями привесить ». Украшения должны висеть до 7 января.
В первый же января, в знак праздника, люди должны приветствовать одно друга с Новым годом, а все, у кого есть небольшие пушки или ружья, также полночь имеют стрелять в небо в своем дворе. На больших же улицах с 1 по 7 января ночью имели зажигать костер из дров или соломы. Вот что раньше использовали вместо бенгальских огней.
Сам царь Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года и начала новогоднее празднование. В то время люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Уже давно об этом забыли следующими поколениями, но елка — по-прежнему остается символом новогоднего праздника.
Только в 1918 году на землях Украины внедряется григорианский календарь, а Новый год снова начинает совпадать с европейским. Зато православная церковь отказалась переходить на новый стиль, из-за чего все неподвижные церковные праздники и Новый год продолжают отмечаться по юлианскому календарю.
Поскольку традиционное народное празднование Нового года в Украине имело под собой глубокое религиозное и обычное основание, то люди не могли отказаться от старинного обряда прадедов и продолжали праздновать Новый год между Рождеством и Крещением, теперь не 1, а 14 января . Именно этот праздник сохранило всю традиционную обрядность и религиозно-культовый смысл, которые передавались из поколения в поколение. Так появился в Украине Старый Новый год.
Зато празднике 1 января стало для Украинской веселым светским праздником, который объединил нас с остальным миром: не только одной общей датой, но и традиции празднования, которая передалась на наши земли еще Петром I. В свою очередь, Новый год, 14 января остается неотъемлемой ‘емкой составляющей летнего обрядового цикла украинском и полно отражает традицию украинского новогоднего празднования, которое перекликается с мифическими и религиозными представлениями поколений предков и несет в себе глубокий символический смысл.
Древняя украинская елка — это дидух
В Украине традиционным праздничным символом на Новый год длительное время было не зеленая елка, а «дидух». Изготавливали его из кулей или с первого зажинкового снопа.
Несколько пучков, отдельно оплетенных соломинками, увязывали в пышный венок. Снизу делали разветвление, чтобы «дидух» мог стоять. Верхушка новогоднего венка напоминала конусообразный сноп с колосьями.
Ветви «дидуха» — за них правили собраны вместе пучки, сверху соответствии разветвлялись, — обрамлювали цветными лентами, бумажными или засушенными цветами, каждый на свой вкус.
В горнице его ставили накануне богатой углу. Свою обрядовую роль он выполнял на протяжении всех рождественских праздников. Дидух символизировал общего предка …
По материалам сайта «Украинские традиции»