Создать бизнес с социальной составляющей теперь проще — украинцы готовы объединяться и финансировать чужие проекты, рассчитывая на положительные перемены в стране

Украинцы — одни из самых несчастных людей в мире. К такому выводу пришли учёные Мичиганского университета Рональда Инглхарта, которые на протяжении 30 лет интересовались у людей из ста стран мира, счастливы ли они, и анализировали имеющиеся у них социокультурные приоритеты. Среди государств – участников «Всемирного исследования ценностей» Украина оказалась последней, 93-й. Страна попала в первый мировоззренческий класс, где преобладают традиция и рациональность, а указание «свыше» побеждает независимое действие и инициативу. При этом учёные отмечают, что в каждом государстве всё же есть представители и двух других классов — от ярых противников гомосексуализма и абортов до сторонников социального самосознания, предпочитающих практику сотрудничества. Украина, к счастью, не исключение.

Ещё в начале двухтысячных мир пел дифирамбы социальной тенденции «Делай сам!» (Do it yourself!), используя первые достижения web 2.0 в поисках решения глобальных конфликтов. Мировой финансовый кризис многое изменил, и тогда ценность увидели в практике «Делай вместе!» (Do it together). Появились краудсорсинг (коллективное выполнение проектов) и краудфандинг (коллективное финансирование). В Украине подобные проекты только начинают развиваться. Как показала практика платформы «Большая идея», ресурса, который помогает людям воплощать свои замыслы вместе, у творческой молодёжи отсутствуют менеджерские навыки. Их хватает лишь на то, чтобы организовать фотовыставку или провести мастер-класс — бесплатные мероприятия, не требующие капиталовложений. Но при этом у них есть нечто более важное — способность воспринимать новое и готовность к соучастию. Такие ценности — основа инноваций и прогресса по теории творческих обществ американца Ричарда Флориды.

Ещё один чуждый для страны механизм, «Спильнокошт», аналог краудфандинга — популярной модели коллективного финансирования проектов через интернет — продемонстрировал, что в Украине, несмотря на высокий уровень недоверия к власти и друг к другу, всё же готовы использовать новую социальную практику инвестирования. Хороший пример и канал ТВі, которому удалось оплатить налоговый долг с помощью средств, собранных зрителями. Более тысячи соотечественников приняли участие в кампании по сбору средств для молодых политиков из Демократического альянса, которые таким образом планировали оплатить участие в парламентских выборах.

На смену обществу «Я могу!» в Украину приходит новая социальная тенденция «Мне не всё равно!»

Сегодня на смену обществу «Я могу!» (I can!) в Украине приходит новая социальная тенденция «Мне не всё равно!» (I care). В традиционной экономике, где правит капиталист, во главе стоит индивидуальная выгода, в то время как альтернативная экономика делает ставку на социального предпринимателя: мы не нанимаем людей, чтобы они выпекали печенье, мы выпекаем печенье, чтобы нанимать людей.

Для украинцев, которые решились на создание собственного дела с социальной миссией, коллективное финансирование — это возможность старта. Механизм «Спильнокошта» предлагает людям воплотить в жизнь собственные проекты, рассчитывая на материальную поддержку друзей, коллег и сообществ, заинтересованных в положительных переменах. Ядро такой модели — взаимная ответственность. Только тот проект, который собрал 100% необходимого бюджета к завершению обозначенного срока, получит средства на его реализацию. Если же нужная сумма вовремя не наберётся, все деньги будут возвращены инвесторам.

В Украине мы привыкли платить налоги и не знать, куда идут наши деньги. Отдавая, например, 100 гривен на проект популяризации медицинских онлайн-консультаций в сёлах Крыма, вы знаете судьбу ваших средств и можете в буквальном смысле слова увидеть результат вложений.
Пока удалось собрать нужные суммы для двух проектов. Собственно, для самой платформы «Спильнокошт» – 40 тысяч гривен и для проекта «Декаданс берёт своё» – 21 тысячу гривен на гонорары художникам и музыкантам для презентации книги лауреата Букеровской премии Ди Би Си Пьера. Надо понимать, что подобная модель станет успешной, если в украинском обществе будет расти доверие между людьми, найдутся жизнеспособные проекты, а электронные платежи станут широкодоступными. Таким образом, перед нами задача — создать пространство доверия друг к другу, где люди взаимодействуют как партнёры в стремлении достичь цели и найти для этого необходимые ресурсы, ориентируясь на ценность проекта, а не на уровень риска. В такой среде нет жертв и пожертвований, здесь есть энтузиасты и инвесторы. Настоящий мотив экономики взаимодействия — желание быть сопричастным к созданию новых возможностей в стране.