Самые главные «ляпы» Microsoft

Microsoft «правит бал» в IT-сфере, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны Apple, Google и других компаний.

Microsoft «правит бал» в IT-сфере, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны Apple, Google и других компаний. Софтверный гигант из Редмонда «царствует» на рынке уже 27 лет, но даже такой громадный опыт не смог гарантировать того, что руководство компании будет принимать исключительно верные бизнес-решения. О том, какие «ляпы» были допущены в течение всех лет работы Microsoft, читайте в статье Кейзера Вуда «10 Biggest Microsoft Mistakes Ever» (Information Week), которую публикует издание «Siliconindia».

№ 10 Часы и таймеры SPOT

Технология умных личных предметов (Smart Personal Object Technology – SPOT) была разработана Microsoft для внедрения в электронных гаджетах и бытовых электротехнических приборах – от тостера до телевизора – с тем, чтобы адаптировать их под вкусы и желания каждого потребителя, а также сделать применение более простым и универсальным. Предполагалось, что каждому прибору можно будет создать особый режим работы без установки особого ПО. Кофеварке, например, можно будет задать режим приготовления кофе через 5 минут, установив при этом время закипания через Интернет – таймер с главном офисе сам проследит, чтобы прибор выключился через указанное время. То же относилось и к утюгам, стиральным машинам и т.д. Предполагалось, что хозяин дома может в дороге задать прибору определенный режим работы, и по прибытию домой его встретит свежезаваренный кофе и т.д.

Поддержка и обновление программного обеспечения для всех девайсов осуществлялась в США и Канаде через сетевой сервис MSN Direct на основе сигнала FM-сигнала радио. Стоимость услуги составляла $59 в год.

Но, как оказалось, такие новшества были нужны в основном только техногикам (молодым технически «продвинутым» людям), которые составляли поразительное меньшинство потребителей. Кроме того, несмотря на предсказания Гейтса, что технология будет применяться во всех бытовых приборах, она нашла себя только при включении и выключении компьютера.

№9 Microsoft Bob

MicrosoftBob (кодовое название «Утопия») – это нетехнический GUI (графический интерфейс пользователя), выпущенный в марте 1995 года. Он был очень простым (интуитивно понятным даже ребенку) и представлял собой «виртуальный дом» с такими же виртуальными объектами, в роли которых выступали компьютерные приложения –текстовые процессоры (предшественники Word) и электронные таблицы (прообраз Excel). Поначалу интерфейс умилял пользователя своей простотой и наивностью, а также постоянными подсказками о том, что и как лучше сделать. Но через две недели он начинал раздражать и приводить в бешенство своей назойливостью и стремлением давать советы в каждой ситуации, поэтому был заменен «более взрослым» интерфейсом в следующей версии XP.

№ 8 Clippy (В русской версии – Скрепка, Помощник и т.д.)

Урок, который был освоен Microsoft наполовину: имея печальный опыт «детского» интерфейса, компания, тем не менее, придумала образ Clippy– анимированной скрепки, своеобразного «помощника» пользователя. Clippy появился в Office 97 и должен был подсказывать пользователям как справиться с такими рутинными задачами как форматирование и оформление текстов и писем в MSWord. Образ Clippy («Скрепки») устанавливался по умолчанию, но помимо него в некоторых версиях программного продукта появлялись и другие анимационные помощники: Clippy-Genius (мультяшное изображение Альберта Эйнштейна), PowerPup (щенок), и Will (рисованный Уильям Шекспир).

Над созданием образов работали известные дизайнеры и художники студии Диснея, но все их время и усилия оказались потраченными напрасно: пользователи не оценили эту особенность Office 97 и старались удалять сразу же после установки ПО. (На немногочисленных в те времена русскоязычных форумах писали просто и незатейливо «Скрепка задолбала!»)

Хотя Microsoft попыталась сохранять Clippy и дальше на протяжении нескольких лет, в 2001 году, после проведенного веб-опроса, ей пришлось прислушаться к мнению пользователей. Расставание с Clippy прошло довольно весело: в преддверии выхода Office XP Помощник появился на сайте в небольшом ролике, где говорил о том, что Office XP такой легкий и понятный, что потребности в его услугах уже больше нет. И, улыбаясь, махал рукой на прощание…

№7 Hotmail

Microsoft приобрела Hotmail в 1997 году за колоссальные по тем временам $400 миллионов. Hotmail была крупнейшей почтовой службой, но вскоре начала уступать свою долю рынка Gmail. Microsoft вводила различные изменения пользовательского интерфейса на протяжении многих лет, но все попытки справиться с главным конкурентом Gmail были тщетными. В 2012 году Microsoft заменила Hotmail новой бесплатной почтовой службой Outlook.com, внешний вид которой более подходит для планшетов и смартфонов. Но при этом (пока что) возможности Outlook.com превзойти Gmail остаются весьма призрачными.

№ 6 Гейтс в качестве телезвезды

В тяжелые для компании времена, когда Microsoft попала под пристальное внимание антимонопольных органов США, начавших расследование ее деятельности, отделу маркетинга корпорации пришла в голову «блестящая» идея сделать ее «ближе к народу». Светлые умы из числа наемных пиарщиков предложили основателю компании и председателю совета директоров Биллу Гейтсу начать в телеэфире непосредственный разговор с американским народом.

Был снят рекламный ролик, в котором Гейтс, облаченный в голубой свитер, сидит за столом, а в фоновом режиме играет акустическая гитара. Этот ролик должен был смягчить отношение к Microsoft как монстру-монополисту, и показать, что ничто человеческое не чуждо ее руководителям, которые такие же простые люди, как и большинство американцев. В ролике Гейтс должен был по-доброму улыбнуться и сказать фразу «вот уже 25 лет мы создаем великолепное программное обеспечение» (“we’ve been writing great software for the past 25 years») – остальное должен был сделать понятным контекст. Но при всем старании режиссеров ролика и нескольких часов тренировок Гейтс смог выдавливать из себя слова гортанным голосом, уставившись поверх камеры. Стоит ли говорить, что несмотря на огромные расходы, ролик остался практически незамеченным телезрителями, но при этом попал под прицел многочисленных пародистов в Интернете. Самая безобидная карикатура в Сети изображала Гейтса в роли секретного агента на допросе и заканчивалась словами «Да, больше сказать нечего».

№ 5 Планшетный компьютер

Microsoft выпустила планшетный компьютер под Windows XP в 2002 году, намереваясь стать первым игроком на новом рынке сенсорных устройств. Но новинка оказалась весьма «сырой».

Плохое распознавание рукописного ввода текста, ограниченная функциональность и дороговизна отпугнули пользователей.

Не помогли даже призывы Пола Тарротта (Paul Thurrott), гуру ОС Windows, который сказал на презентации: «Я настоятельно призываю всех потенциальных клиентов подумать над великолепными возможностями, которые они получат благодаря использованию этого компьютера».

Планшет стал для Microsoft еще одним «наполовину освоенным уроком»: после его провала она запустила ультра-бук Origami, который в 2006 году получил от тогдашнего главного редактора Information Week титул «безоговорочного лидера в конкурсе на звание «Самого разочаровывающего товара года» (“the hands-down winner for Most Disappointing Product Of 2006″).

№ 4 KIN

Для того, чтобы завоевать симпатии и приверженность поколения пользователей социальных сетей, Microsoft выпустила два телефона – Kin One и Kin Two. В устройствах был уникальный интерфейс, который можно было синхронизировать со своей страницей в Facebookили аккаунтом в Twitter. Однако телефоны не стали популярными по причине слишком дорогих тарифных планов сети Verizon, выступившей провайдером и продавцом новинок, а также неспособности устройства работать с приложениями сторонних разработчиков. Из-за небольших объемов продаж Verizon прекратила продавать телефоны в середине июля 2010 года и вернула непроданные девайсы Microsoft.

№ 3 Windows Vista

Несмотря на рекламные усилия Microsoft, выпуск в январе 2007 года Windows Vista стал мгновенной катастрофой для компании. Операционная система была отвергнута частными пользователями из-за «разношерстных» драйверов и назойливых мер безопасности, которые делали невозможными даже самые простые операции. Представители бизнеса, в свою очередь, старались избегать Vista из-за ее несовместимости со старыми приложениями и потребности в дополнительных ресурсах, которые часто отсутствовали у «типичных» офисных ПК.

№ 2 UltimateTV

Приставка UltimateTV представляла собой DirectTV- ресивер, интегрированный с DVR (цифровым видеорекордером) и имеющий доступ в Интернет. Первые сет-топ-боксы с встроенными спутниковыми тюнерами с цифровыми видеомагнитофонами и выходом Интернет были выпущены 26 октября 2000 года. Microsoft надеялась стать первопроходцем на DVR-рынке наряду с Tivo и ReplayTV.

Компания хотела популяризировать использование устройств для записи телевизионных программ на внутренние жесткие диски с возможностью последующего просмотра. Но ей не удалось договориться с основными кабельными провайдерами. Дистрибуция осуществлялась только через DIRECTV, которая по истечению срока контракта в 2002 году была приобретена компанией Echo Star, имевшей собственную технологию DVR.

№1 Zune

Zuneзадумывался как бренд цифровых медиа-продуктов и услуг, разработанных Microsoft. Зонтичный бренд должен был объединить портативные медиа-плееры и ПО для них, работавшее под Windows. Однако девайсы и цифровые продукты Zune ничем не проявили себя на потребительском рынке. MP3-плеер Zune «сдулся» еще до того как потенциальные покупатели узнали о нем. Главной причиной этого стало то, что устройство не смогло конкурировать с iPod, который оказался «на голову выше» по части прослушивания музыки.

Таковы, на наш взгляд, главные неудачные решения Microsoft. Но кроме них у компании были, конечно же, и выдающиеся достижения. Впрочем, о них, пожалуй, лучше расскажет PR-отдел в Редмонде.