Вступление

В июле 2011 года на сайте «Гайдпарке» появилось новое сообщество, где наверно впервые за последнии 500 лет, Был поднятий важный для россиян и небезынтересный для всех остальных граждан стран вошедший в СНГ, вопрос о возможности реставрации «Псковской республики» в составе Российской Федерации ( http://gidepark.ru/community/2838/article/405178?digest), на основе самой депрессивное и экономически отсталой «Псковской области».

Все заинтересовавшиеся Этой темой сами смогут перейти по вышеуказанной ссылке и Ознакомиться с мнением членов сообщества по этому вопросу и даже присоединится к обсуждению!

Вот и я, подискутировав с некоторыми из них, убедился, что большинство членов сообщества, думая в правильном направлении, все же очень смутно знают как историю Псковской средневековой республики и еще более смутно себе представляют, что это за государственное образование — автономия.

Кроме того, я хочу сказать, (как бы это НЕ казалось многим читателя голословным, и преждевременным), что Коренные жители псковской земли и скажем Коренные жители Москвы и ее окрестностей за МКАД, это совершено два разных народа.

Различающиеся как по своему историческому развитию, культуре и социальным установкам. Да, что там москвичи и их Ближайшие соседи. Даже то же жители новогородщины, уже заметно отличаются от жителей Псковщины.

Они даже изначально говорили на разных языках. Которые Нынешние Официальные историки стыдливого, почему то Считают диалектом.

Так в псковитян Был древне псковскими язык, а в новгородцев древне Новгородский!

И псковичи, и новгородцы с большим трудом понимали полян, живших в Киеве и его окрестностях! Ведь в Киеве и его окрестностях жили поляне, у которых Был свой язык!

Ну и раз у нас зашла речь о диалекта то вот давайте поподробнее осуждением указанный выше вопрос.

Древнепсковский диалект — Средневековый диалект кривичей псковскими древнерусского языка, распространенные на территории Псковской республики. Особенности диалекта древнего Пскова нашли отражение в памятниках письменности, дошедших до нас только с XIV в

Древненовгородский диалект — Средневековый диалект славян Ильменского (также язык или идиом) древнерусского языка (по другой версии, диалект позднего праславянского языка), распространенные на территории Новгородской земли с дописьменной эпохи до XV века.

Достаточно сильно отличался от наддиалектной формы древнерусского языка, представленной, например, в Киеве, а в Некоторых отношениях и вот всех прочих славянских языков

А все, потому что происходили кривичи, ильменские славян и поляне, и прочие славяне вот разных племен и народов.

В частности если уж Называть вещи своими именами, и при этом, не вдаваясь в излишние дикуссиы, то надо сказать, что Москва и ее окрестности, это территория расселения Финоу — угорских племен: веси и мэры, а так же разных кочевых народов, Которые подверглись, начиная с VII-VIII веков, Покорение и постепенное ассимиляции, со стороны разнородных племен славян, переселенцев с Киевской Руси опиравшихся при захвате новых территории на наемные варяжские дружины.

Но, увлекшись темой диалектов в среде славянских народов, мы поклонились вот главного предмета нашего исследования.

Поэтому давайте вернемся к Псковской Республики., Чтобы еще раз дать ответ на следующий вопрос:

«Когда и кем она была создана и почему погибла?»

На первый взгляд это НЕ сложный вопрос и казалось бы все хорошо известен со школы, когда мы все изучал «историю Средний веков».

Но то, что написано в школьно учебнике это даже не Упрощенная версия подлинных исторических событий русской истории, это для как теперь любят писать вольный и обязательно с юмором пересказ истории для «чайников».

Поэтому и попробуем теперь самостоятельно разобраться в Этой старой истории, так неожиданно вновь давший знать о себе в наше время.

Псковская республика — Средневековое государство (1200-е — 1510 годы), существовавшее между второй половиной XIII века и первой половиной XVI века.

После распада Киевской Руси в XII веке, город Псков и его прилежащие владения по реке Великой, вдоль Чудского и псковского озер, а также реки Нарвы стали частью Новгородской земли.

Псков располагал особыми правами, включая право самостоятельного сооружения пригородов (одним из Древнейший является Изборск).

В результате успешного участия Пскова в борьбе против Ливонского ордена влияние города в составе Новгородской феодальной республики существенно усилилось, что в итоги привело к его фактической автономии.

Особенно Значительный вклад в процесс обособления Пскова от Новгорода принадлежит князь Довмонт (1266-1299).

Справка: «Довмонт в крещение Тимофей (умер 20 мая 1299) — псковскими князь Литовского происхождения, правившим с 1266 по 1299 годы.

При Довмонте Псков и подконтрольные ему территории обрёлы фактическую независимость от Великого Новгорода.

Псковскими князь Довмонт происходило из рода литовских князей. И считается, что он Был сыном Миндовга, и владел в Литве Нальщанским удел.

Позднее упала в немилость у сына Миндовга Вайшалгаса, Который в 1264 году выдвинулся как самый могущественный князь в ВКЛ. И после завоевания князем Вайшалгаса Нальщан, Довмонт бежал в 1265 в Псков, где обосновался с явным намерением воевать с Вайшалгаса.

В Пскове он Чтобы набрать себе сторонников в предстоящей борьбе, приняли крещение, и вскоре псковитяне избралы его своим князем.

В том жегоду Довмонт разбил Литовское войско на берегу Двины и опустошили область князя Герден, забрал в плен его жену и сыновей.

Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич (1230-1272 года), недовольный Избрание Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен Был распусти Свои войска.

Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, окончившего указанный выше поход победой.

В 1268 году Довмонт Был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с князем Димитрием Александрович и женами великого князя Ярослава Ярославича, сражался при Раковоре.

В 1269 году великий магистр ордена, набрал значительные силы, осадили Псков, но Довмонт удалось отстоять город — на помощь подоспела новгородцы, и великий магистр, раненые Довмонтом, вынуждено Был заключит мир.

В 1270 году Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич все же сместил Довмонта с княжеско трона и посадили на его место в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.

В 1282 году Довмонт, женившийся на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнання с великокняжеским престолом младшим братом Андреем.

(Дмитрий Александрович (1250-1294) — князь Переяславль-Залесский, Новгородский, великий князь Владимирский).

Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осажденный новгородцами, должен Был оставить крепость.

В 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую республику и, опустошив Ее, осадили город, но ни были разбиты Довмонтом.

Вскоре после этого он заболел и умер. В Некоторых средневековых источниках версия смерти Довмонта излагается так, что умер он, «из вот какой-то заразной болезни, смертоносной тогда для многих псковитян».

Древний летописец пишет, «что Псковичи положили тело Довмонта в храм Св. Троицы:» Бысть же тогда жалость велика в Плескова мужам и женам и малым детям по добром господине благоверного князе Тимофея «.

Гробница его и поднеси стоит в приделах соборной церкви Св. Троицы, там же висит и его меч. Другая летопись упоминает, что в 1322 году жил во Пскове сын его, князь Давид. Местная память Довмонта в Пскове празднуется 25-го мая

Русская православная церковь в дальнейшем, причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия, по случаю некоего странного явления.

Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

В 1348 году по Болотовского договора с Великим Новгородом, новгородцы признали политическую независимость Пскова, которыстал вести самостоятельную политику и избирал собственного князя.

Церковная юрисдикции по Болотовского договора продолжали принадлежать новгородско епископ, у которого, однако, появился псковскими заместитель, регулярно навещавший Псков, Чтобы Ни один псковитянин НЕ подвергался суду в Новгороде.

Сам текст договора до нас не дошел, но о его сути известно из укоров новгородцев, обращенных к псковичам в 1348 году:

«Братья Псковичи! Мы исполнилы Вашу просьбу на Болотов: посадникам нашим у Вас в Пскове не быть, не судит, а вот владыки судит Вашему псковичи, а из Новгорода Вас не позывах … но скоро вы забыли наше жалованье».

Но в итоги сам Псков стал феодальной республикой, а «Псковской вече» стало Высшим органом управления.

Оно принимал «Псковскую судную грамоту», другие законы, вносило в них поправки, обсуждало все существенные проблемы жизни и политики.

Это было вполне организованное собрание, способное по нескольку дней обсуждать важные вопросы, принимать по ним компетентны решения. Ему подчинялись вечевые собрания городских концов, улиц, пригородов.

Разумеется, Вече контролировалось Правящий элитой и состояло только из полноправных граждан, а не всех псковичей.

Все же его демократизм на то время несомненен.

Вече выбирало и приглашало на псковскими стол князя.

В XIV веке преобладали князья из Литвы, две трети населения которой составляли православные жители Западных русских земель.

Вместе с литовскими князьями в управлении нередко участвовали местные служилые князья.

В XV веке приглашались преимущественно ростовские и суздальские князья, перешедшие на службу великого князя московского.

В отличие от Новгорода князь в пограничном Пскове играл Заметную роль.

Был он военным руководителем и главным судьей.

Ему подчинялся аппарат управления, включавших наместников в пригородах, писцов, приставов и друг княжеско людей.

Власть князя не была Единоличное. Во всех делах его сопровождавшим выборные посадники и сотские из псковичей.

Посадники, возглавлявшие городскую администрацию, выбирались на вече из узкого круга боярских семей.

При Избрание посадник приносили присягу:

«Судите право по крестною целования, а городскому кунами НЕ корыстоваться, а судом не мстит никому, а судом не обчитись, а правого не погубит, а виновата НЕ жаловать, а без неправды человека не погубит».

Посадники руководили вечевыми собраниями, возглавляли Крепостное строительство, заключали договоры и вели переговоры, участвовали в суде и военных делах.

В начале XIV века избирался один посадник, правившим пожизненно. Первым выборным посадником Был Борис, скончавшийся в 1312 году.
С рубежа 30-40-х годов избиралась коллегия из 4 посадников, представлявшем боярство старейших городских концов: Городецкого, Боловинского, Остролавицкого и Опоцкого.

Необходимость консолидации группировок боярства, учета интереса Возникший к середине XV века новых концов на Запсковье порождала реформы.

Политическая система Пскова пережила две эпохи реформ, в результате которых сформировался Боярский совет, возглавлявшийся степенными посадниками, избиравшимися на полгода.

В результате реформ 1406-1425 годов и 1460-х годов реальная власть оказалась сосредоточенной в руках двух десятков боярских семей.

Семьи Картачевых, Дойниковых, Винковых, Кротовых по сути дела передавали ее по наследству из поколения в поколение.

Параллельно с Кончанское системой, (Кончанская система (деление города на концы и улицы), существовала «Система сотен», объединявшем свободных «черных людей», жителей торгово-ремесленного должность, оказавшихся в черте городских укреплений.

Сотни, выросшие из древних славянских общин, возглавлялись выборнымы сотскими. Сотские участвовали в формировании ополчения, заседавшим в суде, разбирала земельные тяжбы.

Особое место в общественной жизни Пскова занимали церковь.

В летописных записях и частных актах псковичи XIV — начала XVI веков упоминаются 39 церквей и 39 монастырей.

В конце XV века в Пскове, вероятно, одновременно существовали 36-38 монастырей. Но, Псков Был не просто крупным культовым центром. Здесь проходила, по сути, граница двух цивилизаций: западно-европейской и московско-татарской или азиатской.

В церковном отношении Псков длительное время зависело от новгородского архиепископа, назначавшего сюда своего наместника.

Сам владыка приезжал в Псков раз в 4 года на месяц для сбора дани с псковского духовенства. Правда, наместника владыки стали назначать из псковичей.

В условиях вечевого строя и отсутствия своего епископа Псковская церковь получила своеобразное демократическое устройство.

Духовенство стало объединяться в общины, именуемые «соборами», выбиравшие из своей среды одного Соборского и двух Поповский старост.

К концу XV века было создано 6 таких соборов (по числу городских концов).

Старосты соборов образовывалы Совет, управлявшим делами псковской церкви.

Соборное управление псковской церковью размещалось в Довмонтов городе, где ни были выстроены 12 каменных храмов, гражданские постройки, в том числе соборская изба, где «священником и Дьякон копытце». Соборская организация псковской церкви, копировавшая структуру светской власти, пережила конец вечевых порядков в 1510 году, просуществовав до конца XVI века.

Большое значение для Пскова имели Внешнеторговые связи. Уже в IХ-Х веках в Псков поступали серебряные арабские дирхемы, в ХI-ХII веках — западноевропейские динария.

С XIII века преобладали связи с Любеком и друг германскими городами Ганзейского торгового союза. Важнейшим партнером Пскова в ЭТИХ связях с середины XVI века Был его сосед Дерпт (Тарту), позднее Рига, Ревель (Таллинн) и особенно Нарва. Купцы совершали сделки в ганзейских и ливонских городах, в самом Пскове, где возникли Немецкий и Любско дворы.

Псковичи экспортировалы меха, воск, мед, деготь, лен, кожу, сало и, в отличие от Новгорода, зерно, ввозили соль, сельдь, дорогие ткани, вино и фрукты, бумагу, цветные металлы.

Торговле нередко препятствовала военно-политическая ситуация. Ливонский орден запрещал провозит на Русь верховых лошадей для тяжеловооруженной конницы, испанский рог для изготовления арбалетов, но всегда было можно купить блочный арбалет, медь, олово, свинец, латунь.

В XVII веке русским запрещалось торговать в шведских владениях с английскими и голландский купцами. Но предписания и запреты нарушались обеимы сторонами. Торговые интересы ни были обоюднымы.

Торг вечевого Пскова располагался перед Довмонтовой стеной между княжьими двором и церковью Георгия на болоте в Остролавицком конце.

На торги, несомненно, были широко представлены Псковские ремесленники, продукция которых известна по материалам археологический раскопок (высокохудожественные изделия, орудия труда, бытовые предметы).

Быстрый рост городской территории в ХIV-ХV веках, реализация крупных строительных программ общественного характера привели к Созданию нескольких градостроительных комплексов, воплощавшим его Столичные функции.

В начале XIV века Жилые дворы ни были вынесены из крепости на территорию бывшего должность, защищенном в 1309 году стеной посадника Бориса.

Произошла перепланировка городскому ядра, замена жилой застройки общественным сооружениями, общее перераспределение земельных участков «мужей-псковичи» с переносом усадебных частоколов.

Кром стал местом сосредоточения клетей — складов боярских семей. Их было свыше трехсот — по числу псковскими бояр.

(Псковско Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро ​​Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадениы реки Псковы в реку великую. Занимает площадь 3 га).

В ЭТИХ небольших бревенчатых сруба хранились запасы зерна и платье, оружие и конская упряжь.

Покусившегося на боярской добро ожидал жестокое наказание: «кромскому татю живота не дать», — гласит статья Псковской Судной грамоты.

В Кроме располагалась главная святыни Пскова — Троицкий собор.

Сама вечевая площадь была перенесена к южной стене Троицкого собора, где располагалась вечевая степень (трибуна).

ДовмонООО город стал и центром управления церковной жизнью Псковской земли. На территории площадью 1,5 га Псковичи построил 12 храмов с приделами и звонницамы, несколько гражданских построек, уличные мостовые, ведшие от ворот Довмонтовой стены к мостам через Дамбу в Смердьих и Великих ворот.

Вокруг центральной части Пскова полукольцом располагались Жилые усадьбы псковичей, делившиеся на 6 концов — самоуправляющихся городских районов со своими кончанских церквями, кончанских вечевыми собрания, правами и обязанностями в рамках городской общины.

Это, Псковской град устройство, с предельной точностью выражала образ жизни летописных «мужей псковичи», называвших свое государство «Господин Псков», а во второй половине XV века — «Псковской хозяйство».

Жили они в усадьбах, огражденных частоколами и защищенных посадскими стенами. А споры и конфликты выносилы на «Суд господы» на княжеском дворе.

Из летописей известно, что в 1483-1486 годах всю Псковскую землю всколыхнула «брань в воняет», крупнейшее аграрной движение на Руси XV века.

Попытка властей пересмотреть распределение общественных повинностей между псковскими смердами и привилегированной городской общиной вызвали «всей земли смятения» и немалые жертвы.

Последний раз Отшумели древнее вече, когда в 1510 году, когда великий князь Василий III вступил в Псков.

Но само поглощение Пскова в состав Великим Московским княжеством не было внезапным.

С 1460-х годов Псков принимал князей-наместников от Великого князя, формально признавали себя его отчиной. Московское правительство умело использовал недовольство «младших псковичи» своими боярами.

Оно сумел нейтрализовать рядовых горожан. Конечно, на крутом переломе 1510 года было много тревог и сожалений:

«Января 13 спустили вечевой колокол … и начавшего псковичи, на колокол смотря, плакать по своей старине и по своей воле».

Позже в Псковские летописи было внесено подложное суждение о том, что Псковичи ни были НЕ согласны с термином «взятие Пскова» Василия III: Они оказывается считали: «отчиной его мы ни были исстары, отцов его, и дедов, и прадедов его».

Но еще до того, как Василий прибыли в Псков по «Псковской республике» им Был нанесен последний Коварный удар!

В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий Приказал собраться при нём псковскими посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитчикам, недовольным ими.

Прибыв к нему в начале 1510 года, на праздник Крещения все Псковичи ни были голословно обвинены в недоверия Великому князю, а их наместники ни были казнены.

Таким образом, псковичи, оставшись без руководителей, были «вынуждены просит Василия принять себя в его отчину».

НЕ сделай они этого, а ведь Псков Был не готов к вооруженному сопротивлению московитам, печальная судьба их посадника и его наместников им бы была гарантирована!

К стать, потом, эту «ошибку» Василия III исправил царь Иван Грозный, когда в феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, он двинулся на Псков, подозревая измену и готовы ему участие Новгорода.

Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь … с большой яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзаты неповинныя люди и кровь многую пролитию».

А тогда в 1510 г. все обошлось почти Бескровный. Московский князь Василий III Приказал псковичанам отменить вече, что и было сделано.

А 24 января 1510 г. Василий III наконец прибыли в Псков и Поступил с ним так же, как и его отец с Новгородом в 1478 году.

300 самых знатных семей города бояре с посадниками, купцы, «житьи люди лучшие» ни были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.

Торговые ряды перенесли в Окольный город.

Ввели «тамгу», Таможенные сборы с торговли в пользу казны. Опустевшие дворы Среднего города заселили служилымы людьми Великого князя.

Создавшего новый аппарат управления, включавших 2 наместников, 2 дьяков, наместников в пригородах, по 12 старост московских и псковскими.

Великий князь стал собственником всех псковскими земель. Он раздавал конфискованные вотчины «сведенных» своим служилым людям, превратив их в псковскими помещиков. Спорный земельные дела решалы наместники и дьяки.

Новые властителя защищалы, прежде всего, интересы Великого князя и Свои собственные.

«И в наместников, и у их тиунов, и у дьяков Великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начала в них ходит, и ни были немилостивы к псковичам, а Псковичи бедные НЕ ведалы правды московской».

Затем наступала очередь Рязани, давно уже лежал в в сфере влияния Москвы, но это уже совсем другая история …

Наличие же такого органа управления как «ВЕЧЕ» в Пскове и Великом Новгороде это главный критерий в наличии в ЭТИХ городах республиканской формы правления.

И поскольку мы переходим от исторического описания, к юридическим термина: «республика» и «вече», то подаю неподготовленному читателю минимально необходимые сведения.

«Республика (лат. res publica,» дело народа «) — форма государственного правления, при которой Верховная власть осуществляется выборнымы органами, избираемыми населением (в том числе и друг органами).

Главное отличие в управлении республиканского государства вот второй типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, Невзирая на социальное положение.

В настоящее время из 193 государств мыа более 140 являются республиками »

«Вече (общеславянское; вот славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственное власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества).

Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

«Новгородцы ибо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якоже на думу, на веча сходятся, на что же стареишиы сдумають, на том же пригороды станут» .- Лаврентьевская летопись / / Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившим в состав Новгородской Руси Вятской земле.

Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения ЭТИХ земель к Москве.

А возвращаясь к исследуемой нами теме, надо сказать, что все это (история Псковской республики) которая формально казалась бы, закончилось в 1510 г. то есть ровно 501 год назад!

Но, оказывается, что независимо от этого, сама идея о воссоздания (реставрации) «Псковской республики» в сердцах псковичи еще живет!

И заставили псковичи вернутся к идеи реставрации Псковской республики не только разгул демократии в Российской Федерации и сильный местный патриотизм, а еще и экономические и демографические кризисы, развывшиеся в Псковской области, за последнии 20 лет. В результате чего, она стала самой бедной и экономически отсталой областью в РФ.

Практическая же реализация Этой идеи, может дать реальную надежду всем жителям области, на резкое изменение их жизни, в лучшую сторону, поскольку возвращение к истокам псковской демократии, вызовет и оживление политической жизни и подъем местной экономики.

А вот о том, можно ли это сделать и как (то есть не Нарушая Конституцию и другие законы РФ) я и постараюсь рассказать своим читателя следующих частях.