Потеряем ли мы «АэроСвит»?

За более чем полтора столетия название русского водевиля середины 19 века “Что имеем, не храним, потерявши, плачем” стало афоризмом. Сюжет этого произведения сегодня знают единицы, зато название – подавляющее большинство жителей постсоветского пространства.

Оно и понятно, ведь многие из нас хотя бы раз в жизни, но оказывались в подобной ситуации. Xто-то имеем и воспринимаем это как должное, а выясняем истинную ценность лишь тогда, когда этого лишаемся.

Происходящее ныне с “АэроСвитом” – из той же серии. Сколько негативного довелось прочитать и услышать за минувшие годы о авиакомпании. Какая-то часть, будем откровенны, соответствовала действительности, гораздо больше было откровенно “притянуто за уши”. Но, вот, “АэроСвит” обратился в суд с заявлением о банкротстве, на основании которого началось производство по делу о финансовой несостоятельности авиаперевозчика. Начата процедура распоряжения имуществом компании, назначен распорядитель, введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. “Должник не имеет возможности погасить существующую задолженность перед всеми кредиторам одновременно, а удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника в полном размере перед другими кредиторами”, – говорится в определении суда. Случившееся тут же произвело эффект “разорвавшейся бомбы”.

Дело не только в задержанных и отмененных рейсах, в сотнях пассажиров, застрявших в разных аэропортах мира. В высоких государственных кабинетах вдруг вспомнили, что речь-то идет об одном из крупнейших авиаперевозчиков Украины, занимавшем более трети отечественного рынка перевозок. Об авиакомпании, обслуживающей 80 международных маршрутов в 33 страны мира. О единственном украинском авиаперевозчике, выполняющем дальнемагистральные рейсы и обеспечивающем наибольший вклад в развитие транзитных авиаперевозок через нашу страну. Наконец, о достаточно крупном налогоплательщике и работодателе.

И вот уже премьер-министр Н.Азаров заявляет о необходимости “разработать такие меры по развитию авиаперевозок в Украине, которые бы минимизировали риск подобной ситуации в будущем”. Правительство создает специальную комиссию во главе с вице-премьером А.Вилкулом “по нормализации ситуации с “АэроСвитом””. Таким образом, проблема “взята на контроль” на самом верху. Но, может, государству следовало раньше подумать о том, как поддержать авиакомпанию? Пока не “грянул гром”, и приведенная выше поговорка не начала приобретать актуальность. Тем более что через Фонд госимущества государство владеет 22,4% акций “АэроСвита” – один из акционеров, как-никак.

А теперь давайте вспомним, что отечественные авиаперевозчики (включая тот же “АэроСвит”) долгое время пытались обратить внимание государства на проблемы отрасли в целом и на перспективы ее развития. Но все тщетно. Последний раз документ о стратегическом развитии отрасли обсуждался на правительственном уровне еще в середине 1990-х. С тех пор – тишина, хотя в сфере авиаперевозок произошли кардинальные изменения, особенно после недавнего кризиса, который до сих пор не дает вновь расправить крылья большинству авиакомпаний. Например, по итогам 2012 года американская “United Airlines” получила чистый убыток в 723 млн. долл. И это – крупнейшая авиакомпания мира! Что уж говорить о наших.

Возможно, использовавшаяся “АэроСвитом” бизнес-модель имела определенные недостатки. Да и большая часть накопленных авиакомпанией долгов (4,2 млрд. грн. на конец 2012 года) приходится на кризисные 2008-2009 годы, когда “за штурвалом” была другая команда менеджеров. Крайне сложно полностью расплатиться с кредиторами, ведь мировой рынок авиаперевозок так и не оправился от кризиса. Но чем объяснить, что три последних года представители Фонда госимущества (т.е. государство) систематически уклонялись от участия в общих собраниях акционеров “АэроСвита”, из-за чего было сорвано проведение 55-ти собраний из 56-ти? В том числе из-за этого менеджмент не мог заниматься развитием авиакомпании и не имел возможности соответствующим образом реагировать на изменения рыночной ситуации.

Хорошо хоть, что сейчас есть надежда на то, что удастся достичь согласия. Пусть пока по одному вопросу, зато главному: государство в лице Министра инфраструктуры В.Козак заявило о недопустимости банкротства и ликвидации “АэроСвита”, а руководство авиаперевозчика полностью поддержало Кабинет министров. Ведь обращение в суд с заявлением о банкротстве было подано именно с целью начала процедуры финансового оздоровления авиакомпании и возвращения ее к активной операционной деятельности. Такая мера широко применяется во всем мире, она позволяет вернуть “проблемную компанию” к нормальному платежеспособному состоянию. Проще говоря, состояние банкротства – это болезнь, кото­рую нужно лечить, и установленные в нашем законодательстве процедуры, к которым был вынужден прибегнуть “АэроСвит”, являются эффективным лекарством.

29 января состоялось заседание Наблюдательного совета авиакомпании. На нем было принято решение о том, что менеджмент “АэроСвита” в течение двух недель подготовит Стратегический план выхода из кризиса. Затем его рассмотрят на очередном заседании Наблюдательного совета, и по результатам рассмотрения Плана, будет созвано общее собрание акционеров. Планируется рекомендовать объявление дополнительной эмиссии акций авиакомпании и (или) предоставление “АэроСвиту” акционерами синдицированного кредита. Таким образом, полученные средства позволят авиакомпании выполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами и дадут возможность постепенно возобновить операционную деятельность.

Если в этом вопросе акционеры придут к согласию, то “АэроСвит” мы не потеряем, а заодно будем хорошо понимать его значение для нашей страны.