Калининградские таможенники подвели итоги уходящего года и обозначили «больные» проблемы, которые еще предстоит решать.

В преддверии Нового года руководитель Калининградской областной таможни Александр Кочнов встретился с журналистами в здании регионального правительства, дабы подчеркнуть: свою деятельность таможенники осуществляют в тесном взаимодействии с местными властями и с учетом интересов жителей региона.
Как обычно, начали со статистики. Внешнеторговый оборот за 11 месяцев составил 11,9 млрд долларов США, что на 12,6 процента больше оборота аналогичного периода прошлого года. При этом объем импорта достиг 10,3 млрд «баксов», а экспорта — только 1,6 миллиарда. С начала года в бюджет перечислено 11,5 млрд рублей, что в полтора раза больше прошлогоднего.

Общий рост показателей отмечен на сложном фоне оргструктурных изменений, которые претерпела таможня в этот период. В частности, была ликвидирована Калининградская оперативная таможня, и вся оперативно-розыскная деятельность перешла в ведение правоохранительного блока КОТ. Вся погранично-таможенная инфраструктура передана Росгранстрою, а Юго-Западный таможенный пост переведен из областного центра в Мамоново. В итоге Калининградская областная таможня, насчитывающая в своих рядах 2149 сотрудников, сейчас является крупнейшим региональным подразделением ФТС России.
В уходящем году на границах области произошел и ряд других знаковых событий: с 1 мая на нашей стороне успешно реализуется проект «зеленого коридора», а осенью введен в действие долгожданный механизм малого приграничного движения между РФ и Польшей. Вопреки некоторым прогнозам, коллапса на пунктах пропуска не случилось, а общее количество пересекающих госграницу физических лиц и транспортных средств возросло на 45 процентов. Примечательно, что лишь пятую их часть составляют граждане стран Таможенного союза. Но если год назад очереди на пункте пропуска в Чернышевском составляли до 300 автомобилей, то сегодня «перед шлагбаумом» успевают скопиться не более 25-30 фур.

В результате, по мнению Кочнова, сложилась парадоксальная ситуация. Чем оперативнее работают наши таможенники, тем больше возникает новых проблем. Или усугубляются старые. Связанные, к примеру, с деятельностью так называемых польских «бензовозов», которые интенсифицировали свою «работу» по вывозу из области горючего.

Причем делают это на совершенно легальных основаниях. Что, разумеется, отнюдь не способствует окончательному решению проблемы пресловутых очередей.

Но если решение данного вопроса лежит главным образом в плоскости межгосударственных переговоров, то с другими напастями калининградские таможенники пытаются бороться собственными силами и средствами. Надо сказать, небезуспешно. Речь идет прежде всего о незаконно перемещаемых через госграницу товарах.
Только табачных изделий с начала года было задержано почти 340 тысяч пачек. Например, сразу 7,5 тысячи блоков сигарет было изъято в сентябре при досмотре фуры с телевизорами в Багратионовске. Свежее мясо, мясомолочные изделия везут в специально оборудованных тайниках партиями по 200-300 килограммов, а иногда и тоннами! Активно проникает к нам китайский контрафакт — детские игрушки и пиротехника, которые также изымаются. Искоренить это явление, по мнению Кочнова, в принципе невозможно, а вот минимизировать — вполне реально. Но особую озабоченность вызывают участившиеся в последнее время попытки провезти в область так называемый насвай — нетабачную курительную смесь на основе куриного помета, которая доставляется к нам авиарейсами из Средней Азии. Причем до четверти килограммов этого зелья, вызывающего быстрое привыкание и побочные эффекты, по закону можно абсолютно легально ввезти «для личного употребления», так как официально наркотиком оно не является. Однако речь идет уже о тоннах насвая, которые гастарбайтеры пытаются распространять среди молодежи в учебных заведениях. По таким случаям уже возбуждено 248 уголовных дел, для выявления крупных партий коварной смеси активно используются кинологи. Но коренным образом повлиять на ситуацию могут только изменения в действующем законодательстве. Либо — полная отмена рейсов на среднеазиатском направлении, что сегодня вряд ли возможно.

В отличие от таких «гостей» таможенники готовы способствовать развитию в области туризма и упрощению оформительских процедур. К примеру, уже в будущем году планируется открыть наконец КПП в поселке Рыбачьем для сезонного приема пассажирских и маломерных судов.
Еще одну приятную новость Александр Кочнов озвучил «под занавес» пресс-конференции. С 14 января 2013 года вступает в силу приказ ФТС России №2067. Получателем товара может являться лишь юридическое лицо, зарегистрированное на территории региона, при этом декларант не должен иметь задолженностей по уплате пошлин, налогов и административным делам. Действие приказа не распространяется на подакцизные товары, в том числе некоторые продукты, автомобили, стройматериалы, полный перечень которых изложен в постановлении правительства РФ №186 от 2006 года и ФЗ №16.