Фильм Бена Аффлека «Операция «Арго»» получил премию «Оскар» в номинации «лучший фильм года». «Московские новости» — о том, как прошла юбилейная церемония киноакадемии и о том, почему ее результаты — одновременно и ожидаемые, и неожиданные.

Контекст

Разбирая «Оскар»

«Оскар»: от съемок до афтепати

Подготовка к «Оскару»

Интрига вечера: номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер»

Фильм Бена Аффлека «Операция «Арго»» считался главным претендентом на победу: он взял по итогам 2012-го все основные призы голливудских гильдий, что является почти стопроцентной гарантией успеха на главной кинопремии планеты — ведь именно члены гильдий и являются оскаровскими академиками. Исходя из этой логики, «Операция «Арго»» должна была победить в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий» (если говорить только об основных номинациях). Но не все так просто.

С 1948 года, когда появился приз гильдии режиссеров, было всего шесть расхождений, когда «Оскар» за лучшую режиссуру не доставался обладателю награды голливудской гильдии. Но Бен Аффлек, обладатель приза гильдии этого года, не был даже номинирован за режиссуру. Отсюда интрига № 1: кто же тогда станет лучшим режиссером? Интрига №2: с тех пор как несколько лет назад претендентов на звание лучшего фильма года стало не пять, а девять-десять, фильмы из этого списка, которые не попали в номинацию «Лучший режиссер», не рассматривались всерьез как  претенденты на главного «Оскара». Значит — Бен Аффлек не должен был считаться главным претендентом на победу. Так же, как и «Джанго освобожденный» Тарантино, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу и «Отверженные» Тома Хупера.

Оскароносные 2013

Лучший фильм: «Операция «Арго», режиссер Бен Аффлек

Лучшая режиссура: Энг Ли, «Жизнь Пи»

Лучший актер: Дэниэл Дей-Льюис, «Линкольн»

Лучшая актриса: Дженнифер Лоуренс, «Мой парень — псих»

Лучшая женская роль второго плана: Энн Хэтэуэй, «Отверженные»

Лучшая мужская роль второго плана: Кристоф Вальц, «Джанго освобожденный»

Лучший фильм на иностранном языке: «Любовь», режиссер Михаэль Ханеке

Лучшая операторская работа: Клаудио Миранда, «Жизнь Пи»

Лучший оригинальный сценарий: Квентин Тарантино, «Джанго освобожденный»

Лучший адаптированный сценарий: Крис Террио, «Операция Арго»

«Операция «Арго» получила «Оскара» за лучший фильм, нарушив оскаровскую логику и одновременно подчинившись ей

Но списывать его со счета определенно не стоило, в этом главный парадокс. Впервые за долгое время в церемонии была настоящая интрига, а любой результат был априори сенсационным. В итоге «Операция «Арго» получила «Оскара» за лучший фильм, нарушив оскаровскую логику и одновременно подчинившись ей. Кстати, вручать эту премию помогала Мишель Обама по видеотрансляции.

Лучшим режиссером стал Энг Ли со сказочной притчей «Жизнь Пи». Это решение также стало неожиданностью: гораздо более ожидаемой была победа Стивена Спилберга и его «Линкольна», у которого было больше всех номинаций — двенадцать. «Жизнь Пи» стал одним из лидеров церемонии, выиграв четыре награды — в том числе и за лучшую операторскую работу. «Линкольн» же получил только две статуэтки и стал одним из неудачников «Оскара».

Актерские номинации и лучший сценарий: без сюрпризов не обошлось

Результаты трех из четырех актерских номинаций совпали с итогами голосования актерской гильдии, которая накануне «Оскара» тоже вручает свои отдельные призы. Награды получили Дэниел Дей-Льюис за «Линкольна», Дженнифер Лоуренс за «Мой парень — псих» и Энн Хэтэуэй за «Отверженных» (женская роль второго плана). Большой неожиданностью стало то, что лучшим актером второго плана признали Кристофа Вальца за роль в фильме Тарантино «Джанго освобожденный», а не Томми ли Джонса за работу в «Линкольне» — ведь именно Ли Джонс получил приз актерской гильдии.

Расхождения в этих номинациях особенно удивительны, поскольку большая часть академиков актеры. Австриец Вальц, который не был известен миру еще несколько лет назад, и сам, кажется, был удивлен второму «Оскару» в своей карьере (первый он получил за предыдущий фильм Тарантино «Бесславные ублюдки»). Впрочем, удивительна и победа самого Тарантино в номинации «Лучший оригинальный сценарий»: предоскаровская гонка обещала победу сценарию «Цели номер один» Кэтрин Бигелоу.

22-летняя Дженнифер Лоуренс, взявшая «Оскара» за лучшую женскую роль, упала, поднимаясь на сцену за своей статуэткой

22-летняя Дженнифер Лоуренс, взявшая «Оскара» за лучшую женскую роль, упала, поднимаясь на сцену за своей статуэткой

© Reuters. Mario Anzuoni

 

 

Вернемся к актерам. Жаль Эммануэль Рива, которая в свои 86 лет (ее день рождения как раз совпал с датой  вручения «Оскара») прилетела в Лос-Анджелес, чтобы побороться за награду, но ее обошла 22-летняя Дженнифер Лоуренс (главная роль в фильме «Мой парень — псих»). Утешает то, что «Оскар» за роль в классической картине «Хиросима, моя любовь» Рива в свое время получила. Впрочем, «Любовь» все же поощрили, признав лучшей иностранной картиной.
Что касается реакций актеров, самым запоминающимся было поведение Хоакина Феникса, сыгравшего, как считают многие, выдающуюся роль в «Мастере». Когда его показали в зале во время объявления номинантов в его категории, он даже не посмотрел в камеру — просто продолжил жевать жвачку с выражением абсолютного равнодушия на лице. Странно, что вообще пришел. Впрочем, его экстравагантное поведение в последние годы всем известно.

Весь вечер было такое ощущение, что авторы церемонии настраивают зрителя на победу одного из двух фильмов — «Операции «Арго» или «Отверженных»

Странности вечера

Американская киноакадемия гордится тем, что результаты голосования  заранее не знает практически никто. Но весь вечер было такое ощущение, что авторы церемонии настраивают зрителя на победу одного из двух фильмов — «Операции «Арго»» или «Отверженных». Темой вечера были музыка и мюзиклы. Почему была выбрана именно такая она, никто не объяснил. Музыкальных номеров с участием актеров было как никогда много: то ведущий Сет Макфарлейн пел с Дэниелом Рэдклиффом и Джозефом Гордоном-Левиттом, то с Шарлиз Терон и Ченнингом Татумом, то Ширли Бэсси исполняла легендарную композицию «Голдфингер» в честь 50-летия Бондианы, то Барбара Стрейзанд выходила с песней своего умершего друга-композитора из фильма «Такими мы были».

В какой-то момент стали вспоминать недавние лучшие мюзиклы, в том числе и «Отверженных», актерский состав которых в полном составе вышел на сцену — тоже с арией из своей эстрадной оперы. И все же победы «Отверженных» никто всерьез не ждал: в итоге у фильма всего три премии. Другие подсказки оказались верны: слишком уж часто ведущий шутил про Джорджа Клуни, одного из продюсеров «Арго», и Бена Аффлека.

Тренды «Оскара»

Пару слов о моде. В этом году безоговорочно лидировали блестящие платья всех разновидностей: золотые, серебряные, с блестками, пайетками. Особенно эффектно на сцене смотрелось переливающееся платье певицы Адель, ожидаемо и заслуженно получившей награду за песню года — Skyfall из последнего «Бонда». К слову о певицах: отдельной радостью было исполнение прекрасной Норой Джонс песни из фильма «Третий лишний», текст которой написал Сет Макфарлейн.

Мужские тренды в моде также было легко проследить. Это бороды, которые украшали очень многих участников церемонии, и длинные волосы.

Ведущий церемонии

Ведущего Сета Макфарлейна, аниматора, сценариста, режиссера, продюсера, актера, создателя «Гриффинов», «Американского папаши!» и режиссера «Третьего лишнего» критики успели признать и одним из лучших ведущих церемонии, и одним из худших, по-разному оценив его неполиткорректные и часто обидные шутки. Впрочем, его положение хотя бы частично спасло несколько бродвейских номеров собственного исполнения.