Абитуриенты-воспитанники детских домов имеют право вне конкурса поступить на специальности, конкурс на который меньше, чем пять человек на место — кроме международных отношений, правоведческих и медицинских специальностей. В прошлом году в государственные вузы на дневную форму обучения было зачислено 563 абитуриента из детских домов, на заочную — 91 человек. Чего не хватает воспитанникам детских домов, чтобы сдать экзамены: желания или знаний? Улучшить свои знания Вам поможет сайт http://ktoreshit.ru/. С нами вы поступите в любой вуз.
Социальный педагог минского детского дома № 7 — Мария Лакиза : «За девять лет из стен нашего детского дома вышел 101 выпускник. Из этих детей: 39 в настоящее время продолжают обучение, 36 уже закончили колледжи или училища и работают по специальности и 6 выпускников получают высшее образование. Наши дети ходят в разные школы Октябрьского района. В основном они учатся в обычных классах без определенного уклона на какой-либо предмет. В 52-й школе — уклон на математику и химию, дети не всегда могут усвоить программу ». Воспитанник детского дома № 7 в Минске, 16-летний Андрей Наумов : «Я буду поступать после девятого класса на водителя. На высшее образование не претендую, потому что там трудно учиться. Выбрал специальность водителя, потому что можно всегда найти дополнительную работу, схимичыць денег ». Социальный педагог минского детского дома госпожа Лакиза объясняет, почему дети выбирают преимущественно средние учебные заведения: «Большинство пойдет учиться в колледж сферы обслуживания. Есть дети, которые решили отправиться в профессионально-техническое училище по специальности «строитель» или «водитель». Они хотят быстрее уйти, чтобы получать сначала стипендию, а потом уже свои деньги ». Преподаватель истории Белорусского государственного технологического университета Николай Семенчик : «Я работаю в вузе где-то двадцать три года. Пожалуй, я забыл, но я не встретил ни одного человека, который воспитывался раньше в детском доме и получил высшее образование. Мне кажется, что эти дети не доходят до университетов из каких-то личных причин, возможно, направляются в ПТУ. Один пример — это мой знакомый, он уже в зрелом возрасте, он закончил после детского дома университет и работает историком. Никакой дискриминации у нас нет, государство дает возможность этим детям. На мой взгляд, это их желание или нежелание учиться ». Воспитанница детского дома Ангелина Петровская , в отличие от Андрея Наумова, планирует продолжить свое образование в вузе: «В следующем году я буду поступать в университет культуры, на педагога-организатора. Я много лет живу в детском доме и вижу, как работают наши учителя, и, поняв их работу, хочу быть педагогом. Из всех школьных предметов больше всего мне нравится русская речь, я очень грамотная в ней. В прошлом году я поступала в колледж искусств, но не поступила, у меня были проблемы со связями. Меня ждут экзамены по русскому языку, биологии и истории Беларуси. Готовлюсь дополнительно на факультативах ». Мария Лакиза говорит, чтосуществуют проблемы, которые не позволяют воспитанникам детских домов массово и успешно поступать в высшие учебные заведения. Социальный педагог считает, что вина за неуспеваемость детей в школе лежит на безответственных родителях: «То, что слишком мало детей поступает в университеты, связано с тем, что они приходят от плохих родителей, которые не заботились об их воспитания. Школьную программу они не усвоили, родители не помогали им готовиться к занятиям. И начинать в седьмой или шестом классе им тяжело, они и сами понимают, что не могут усвоить предмет и сдать экзамен. Дети понимают свои возможности. В детском доме есть учителя, которые занимаются с детьми дополнительно, после занятий. Это учительница английского языка, учитель математики и другие. Дети могут обратиться в любое время к ним за помощью. Учителя следят за тем, как они готовятся к занятиям. Но не всегда у них есть желание учиться. На мой взгляд, низкая успешность связана с тем, что они много пропустили, когда жили с родителями. Они привыкли сами решать, ходить им на занятия или нет. Все же есть дети, которые хотят учиться. В прошлом году несколько человек поступили в медицинский колледж, в торговый колледж. Результаты нашей работы есть ». Сергей Иванчиков , прошлогодний выпускник минского детского дома № 7, ныне студент БГУ: «Я поступил в 2009 году в БГУ на специальность» математика «. Поступит, конечно, было трудно, приходилось серьезно готовиться к экзаменам. С математикой не было проблем, сложность вызвал экзамен по русскому языку, но я это агора ». Преподаватель Европейского гуманитарного университета — историк Алесь Смоленчук не помнит в своей практике студентов, которые воспитывались в детских домах: «Конечно, таких детей нужно поддерживать, но в их стартовые возможности таковы, что, видимо, очень редко кто-то идет получать высшее образование. Можно создавать льготы для этих детей, но вопрос — будут ли они использованы »