Молодежная политика является инструментом, который должен обеспечить в комплексе стратегического развития страны геополитическую конкурентоспособность Украинского государства, а также развитие местных сообществ и общества в течение следующих 10-15 лет. Разнообразные данные анализа и прогнозов средне-и долгосрочных тенденций определяют, что наиболее важными изменениями будущего является переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, их объединений и бизнеса, их взаимодействие — должны стать основой общества будущего. Одновременно, традиционная система образования и воспитания молодежи, как и государственная молодежная политика и общественные организации, не осуществляли целенаправленного воспитания самостоятельной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованной обществе. С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Украина в ближайшие 10-15 лет, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. Жизнь молодого человека в прогнозируемых условиях не будет развиваться прямолинейно, как последовательность простых переходов от общего образования к профессиональной, от образования к труду, от жизни в родовом доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных вариантов построения собственной жизни. Приоритетными должны стать такие направления молодежной политики, реализация которых даст молодежи возможности для самостоятельного решения проблем, которые возникают. Только такой подход будет способствовать взаемоувьязуванню улучшение качества жизни подавляющего большинства молодежи и развития страны в целом.

Надо определить, что эффективная практическая реализация может происходить как на всеукраинском уровне, так и на уровне местных общин, приближенные к реальным потребностям и участия молодежи. Развитие молодежной политики "снизу вверх" должен сбалансировать государственную политику и стать ее приоритетом.

Прежде всего, необходимо радикально изменить традиционный подход создания и направленности государственных и региональных молодежных программ, последствия реализации которых в течение 20 лет доказывает их нецелесообразность и неэффективность. Вместо отделения проблем молодежи в городскую \ региональную \ государственную молодежную программу, реализация которых не привела к решению ни одной проблемы молодежи, модель определяет целесообразным направить усилия на привлечение молодежи к решению проблем государства \ местной общины. Эти проблемы определяются в соответствующих целевых или комплексных государственных и местных программах, а поддержке нуждается именно жизнеспособная система привлечения молодежи к решению проблем общества. Это является целью системы государственной молодежной политики, которая состоит из 4-х взаимосвязанных систем, последовательная реализация которых приводит к впроизводство современной политики в отношении молодежи.

1. Система постоянного гражданского представительства молодежи на всеукраинском и местном уровне.

2. Система привлечения молодежи к формированию государственной и региональной политики, влияющей на ее жизнь.

3. Система привлечения молодежи к непосредственной реализации государственной и региональной политики.

4. Система развития компетентности молодежи в формировании и реализации государственной и региональной политики.

Первая система раскрывает механизм обеспечения учета мнения молодежи, ее проблемам и инициатив при принятии решений на государственном и региональном уровне, которые влияют на ее жизнь. В частности, первая система обосновывает и определяет основные принципы создания представительного органа молодежи на государственном уровне — Молодежного Парламента и Молодежного Правительства, подсистему общественного информирования и организации эффективной системы обратной связи, компонента "молодежного парламентаризма", т.е. процесса коллегиальных обсуждений при принятии решений, влияют на жизнь молодежи, а также определяет объем материально-технического обеспечения этой деятельности.

Вторая система определяет "законодательную ветвь", то есть полномочия и процедуры влияния молодежи на процесс принятия властных решений. Эта система создана на четырех основных компонентах: анализ проектов и уже принятых указов, нормотворческая инициатива, партнерское участие в принятии решений и общественный контроль.

Третья система определяет "исполнительную ветвь", то есть систему поэтапного привлечения молодежи к решению проблем от местной общины до всего государства. Основные этапы: волонтерская программа "(первый опыт общественного участия), мини-гранты для инициативных групп без статуса юридического лица (первый опыт решения проблем сверстников), гранты на социальный заказ государства для общественных объединений (решение проблем местной общины) Использование современных механизмов, например молодежного банка, фондов развития общин и прочее, предоставляет возможность привлечь широкую общественность к активному участию на рынке соответствующих социальных услуг.

Четвертая (последняя) система модели обеспечивает развитие компетентности молодежи по основам государственного управления и местного самоуправления, молодежного участия и использования возможностей системы. Эта система реализуется в трех ос��овных направлениях: 1) специальный учебный курс для учащихся общеобразовательных учреждений из основ государственного управления, местного самоуправления и молодежного участия, который преподается подготовленными учителями, 2) тренинги для студентов вузов из основ государственного управления, местного самоуправления и молодежного участия, который может преподаваться как подготовленной молодежью, общественными организациями, так и специалистами государственных учреждений (например, ЦССМ), 3) неформальное образование молодежи — путем создания и распространения среди молодежи информационных материалов по тематике относительно модели и ее возможностей.

Внедрение модели на Всеукраинском уровне происходит следующим путем:

1. Утверждения на сессии Верховной Рады Украины Положение "О Молодежный Парламент при Верховной Раде Украины".

2. Утверждения на заседании Кабинета Министров Украины Положение "О Молодежный Правительство при Кабинете Министров Украины", назначение молодежных министров советниками на общественных началах соответствующих министров.

Внедрение модели на местном уровне происходит следующим путем:

1. Утверждения на сессии областного (городского) совета перспективной Концепции развития участия молодежи в решении проблем местной территориальной общины "Молодая община", разработанной на основании типовой Концепции. Основная цель этого этапа — определение перспективной цели и задач, структуры молодежной политики и 4-х вышеупомянутых систем, основных принципов их создания и реализации, а также перечень основных городских программ для практической реализации Концепции, принципы финансирования, и систему проведения мониторинга и оценки выполнения Концепции . Концепция является стратегическим документом, который должен приниматься на 10-15 лет, т.е. в течение этого срока происходит последовательная практическая реализация через ежегодные городские программы.

2. Утверждения на сессии городского совета городской ежегодной программы развития участия молодежи в решении проблем местной территориальной общины "Молодая община", разработанной на основании типовой программы. Основная цель этого этапа — обеспечение практической реализации задач Концепции с финансированием конкретных мероприятий за счет средств местного бюджета. Ежегодный анализ выполнения Программы является инструментом корректировки и создания следующей ежегодной Программы по реализации задач Концепции. Дополнительные городские программы, предложенные в Концепции, могут быть созданы отдельно или как дополнительные части основной программы "Молодая община".

3. Утверждения на сессии городского совета Положение о Молоде��ном Совете, разработанного на основании типового Положения. Положение должно определять смешанные принципы создания, обеспечивающие независимое формирование персонального состава самой молодежью (прямые тайные выборы ученической и студенческой молодежью бюллетенями на избирательных участках своих представителей в Молодежной Раде, а также система рейтинга общественных организаций, объединяющих молодежь вне учебных учреждений, и стремятся быть представленными в Молодежной Раде), демократические принципы парламентской деятельности Молодежного совета, ее цели, задачи, Полномочия и обязанности Молодежного совета и ее членов для эффективного внедрения модели.

Для обеспечения более ясного понимания ежегодных шагов для реализации задач Концепции может быть создана Стратегическая Программа "Молодая община", что должно также быть утверждена на сессии городского совета. Такая Программа предоставит возможность определять ежегодные приоритеты и их последовательность для эффективного достижения целей и задач Концепции. Она имеет также предоставлять эффективный инструментарий по стратегическому управлению внедрением, среди которых — система корректировки ежегодных приоритетов на основании анализа выполнения за прошлый год.

Модель предусматривает систему оценки. Система оценки может использоваться в двух направлениях: 1) для объективной оценки любой городской модели или системы молодежной политики, 2) для оценки соответствия внедрения предложенной модели. Второе направление является основанием для следующей системы лицензирования и / или сертификации внедренных городских моделей.

Надо отметить, что речь идет не о создании государственного или местного монополиста в сфере молодежной политики (орган гражданского представительства молодежи не является юридическим лицом, и физически не может получать средства). Использование демократических принципов создания и внедрения, приближение к действующим механизмов парламента и местного самоуправления, использования современных механизмов привлечения финансов и других механизмов, предусмотренных в модели, предоставляют уверенности в формировании социально-ответственного поведения молодежи, приобретения молодежью навыков и качеств, которые должны обеспечить развитие украинский государства и общества в течение 10-15 лет.

Дмитрий Синченко

http://www.narodnapravda.com.ua/rus/politics/4d6f6b37b9610/