В советские времена автомобиль являлся не средством передвижения, а роскошью, которую было не так просто получить. За право обладать автомобилем люди готовы были идти на самые отчаянные шаги. Многие уже и не помнят все схемы, которые использовались тогда, было же их превеликое множество.

За заслуги перед Родиной
Государство постоянно помнило своих героев. Самым смелым и отважным личностям генсеки лично дарили машины. Ветеранам и орденоносцам было позволено купить машину без ожидания в очереди. Известно, что Гагарин за полёт получил квартиру, дом и машину “Волга” в подарок.

Большинству граждан приходилось ожидать заветного автомобиля в очереди. В среднем такое ожидания могло затянуться на 7 и более лет. Попасть в очередь нельзя было просто так. Это можно было сделать на предприятии. Автомобили в СССР стоили по разному. государственная цена на ЗАЗ-1500 руб , Жигули-5500 руб , Москвич-5000 руб , Волга-10000 руб. Mашину просто пойти и купить было невозможно. Tалон на приобретение машины давали победителям в социалистическом соревновании , участникам Великой Отечественной войны, в общим людям где-то отличившимся . По этому машины на рынках стоили гораздо дороже новых ЗАЗ-2000-2500 руб, Жигули 7000-9000 руб , Волга 15000-17000 руб. Москвичи не сильно ценились они стоили 6000-7000 руб.Чаще всего такие деньги у людей с зарплатой в 150 рублей находились – накапливали за многие годы ожидания или одалживали.

Процесс покупки автомобиля был усложнён до крайности. После многолетней общей очереди, нужно было ещё выждать очередь в “автосалоне”, получить справку-счёт, оплатить её в специализированной сберкассе, возвратиться в салон за чеком на получение автомобиля и только после этого ехать на склад, где прямо с автовозов отгружали машины по номеру в чеке.

Волосатая рука
Некоторые граждане для ускорения продвижения в очереди прибегали к помощи “волосатой руки”. Место купить было нельзя – деньги не пользовались спросом, но можно было выбить его через знакомых в магазине или партии.

Б/у автомобили
Машину можно было купить и поддержанную, но это делалось только через комиссионный магазин. Такие магазины создавались по всей стране для борьбы со спекуляциями. Особенностью было то, что такие машины стоили, как новые.

В некоторых схемах покупки покупатель и продавец заранее договаривались о сделке, и за взятку магазин помогал её осуществить.

Вояж в братские республики

За машиной можно было отправиться в братскую республику. В Грузии, которая считалась родиной советского бандитизма, хватало спекулянтов, которые готовы были продать машину в 4 или 5 раз дороже.

Счастливый случай
Мог быть и просто счастливый случай. Кто-то выигрывал машину в лотерее или приобретению способствовали политические события. В 1983 году из-за сбитого южнокорейского пассажирского “боинга” экспортный вариант “москвича” перестали покупать за границей, и он стал оседать на складах. Работникам государственных учреждений предложили внеочередную покупку “москвича” в кредит. К сожалению, такое предложение оказалось краткосрочным.