Что бюджет ЕС готовит для Украины?

В феврале после очень долгой дискуссии всё-таки был согласован 7-летний бюджет ЕС на 2014-2020 гг.

В феврале после очень долгой дискуссии всё-таки был согласован 7-летний бюджет ЕС на 2014-2020 гг. До подачи законопроекта в Европарламент руководителями Европы озвучена сумма в 960 млрд евро. Таким образом, годовые бюджеты Союза максимально ограничены суммой в 140 млрд евро.

Бюджет Союза уменьшили на 5% за счет расходов на бюрократию, что, несомненно, правильно, и переставили приоритеты в аграрной политике, но — внимание — никто не тронул структурные и региональные фонды развития ЕС и программы акклиматизации соседей с востока и юга, их подготовки к вовлечению (Восточное Партнерство, систему Соседства, Средиземноморский Союз). В 2013 году сумма, предусмотренная на глобальную роль ЕС, помощь развивающимся странам и тем странам, которые желают присоединиться к Союзу (кандидатам, ассоциатам и соседям, будущим новым ассоциатам) составит 6,3 млрд евро. Кстати, не забудем, что гармонизация соседей финансируется еще двумя бюджетными направлениями («Повышение конкурентоспособности» — 11,9 млрд, и «Гражданство, свобода, безопасность и правосудие» — 1,5 млрд).

Круг членства

Итак, расходами предусмотрено вхождение в Союз Хорватии, а также транзит статуса кандидатства Сербии и Исландии (подала заявку в 2009 г.). 1 марта 2012 года Сербия получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС. Правительство страны заявило о намерении стать членом этой организации в 2014 году. Поражение главного сторонника ЕС, демократа Бориса Тадича на президентских выборах, и приход к власти консерватора (по иронии судьбы, лидера «Прогрессивной партии») Томислава Николича эту цель внешней политики республики отнюдь не изменили. Однако между Брюсселем и Белградом остается вопрос признания Косово, и давление на Сербию на этом направлении, по сути, привело к победе Николича.

Босния и Герцеговина состоит в квази-ассоциированных отношениях с Союзом и выполняет план по достижению членства в НАТО. Брюссель рассматривает эту сложную страну как «потенциального кандидата», а процесс интеграции зависит от соответствия республики критериям, изложенным в Договоре об ассоциации и стабилизации (2005 г.)

Албания с 2003 года рассматривается как кандидат в члены ЕС, но официальную заявку страна подала в 2009 году. В 2010 году Албания вошла в НАТО. Черногория (2008) и Македония (2004) подали заявку на вступление в ЕС, но Македония на данный момент не переходила к официальным переговорам.

Косово — пока не совсем полноценный субъект международных отношений.

За исключением Хорватии, Исландии и Сербии вопрос о членстве до 2020 года может быть поставлен в отношении Черногории, Македонии, Албании, а также Боснии и Герцеговины, но — мое мнение — на них скопом за этот период необходимо потратить в среднем еще 10 млрд евро.

Круг ассоциации

Таким образом, если Украина — вопрос только в ней — подпишет соглашение об ассоциации в Вильнюсе, то вопрос о ее кандидатстве будет поставлен в 2020-м году. И я считаю, это рано, здесь работы хорошей еще лет на 10.

С Молдовой вопросов нет, с Грузией — частичные, в связи с возникшими сомнениями в устойчивости реформы системы юстиции.

Предполагается, что в 2014-м на уровень подписания соглашения об ассоциации сможет выйти Армения, но лично я считаю, что это маловероятно. Ее можно принимать только с Азербайджаном, а это, несмотря на ряд экономических успехов, всё же диктатура и агрессивная страна. Суперпрезидентские республики несовместимы с Союзом. Армения — слабодемократическая страна и, к тому же, в состоянии войны, которая практически неизбежно возобновится, когда фундаменталисты придут к власти в Сирии, а Иран взорвется изнутри: уже сегодня там гиперинфляция.

Перспективы

Евроглобалисты уже сегодня смотрят на эти проблемы и рисуют «рыбы» для их решений, пользуясь идущим реформированием США в социал-демократическом духе и возвращением США к роли глобального полицейского, и похожим на американский курсом ЕС в экономике (хотя тут зависимость обратная).

К концу первой трети нынешнего века границы Евросоюза выйдут на границы Ирака на юго-востоке, на Каспий на востоке, и на границу Конго с севера. Мне, кстати, очень не хотелось бы, чтобы восточная граница ЕС проходила по границе Украины и России. По-моему, она должна проходить по российско-японской границе, там будет граница с блоком «Китай-ЮВА».

Что, Россия большая? Это несерьезно. Население в 3,5 раза меньше, нежели в ЕС, уже сегодня. Роль расстояний ныне сводится к минимуму растущими скоростями коммуникаций. А нижний предел экономических требований к развитию более или менее достигнут Россией за счет 2000-х , хотя индекс Джини кошмарный, как и у нас, в Украине. Но это может исправить только внутренняя политика. Так что это вовсе не фантастика. Проблема — политическая система и вялотекущая социально-демографическая катастрофа, нарастание мракобесия, в первую очередь, мусульманского… но тут есть как раз общая тема с ЕС.

А что Таможенный союз, спросите вы? Все просто — проще не бывает.

Москва, будь серьезней!

Подход к нам России, у которой в системе ТС/ЕврАзЭС/ЕАС/ОБСЕ/ШОС есть только маленький банк реконструкции, — слишком понятен. Какой-то бюджет был только у Союзного государства РФ-РБ, и финансируется оно сейчас или нет, мне неясно, — в связи с утратой актуальности.

При этом Киеву Москва заявляет прямо: вы, мол, входите, а мы вас разорим и скупим за счет банальной разницы потенциалов. Может, наберете чего-нибудь в казну. Если сможете. И всё!

При этом происходит бесконечное вымогательство у Украины денег и запугивание. Смешно пугать «донецких». Они сами кого угодно напугают. А ведь Россия — одна как перст! Где ее военные союзники, к примеру, кроме полупереваренной Белоруссии? Узбекистан вышел из собственного Ташкентского договора, поскольку не способен в его рамках решить проблемы с соседями…

Российская дипломатия в таких условиях отсвечивает несерьезностью.

По-моему, Россия идет к периоду самоизоляции, которая завершится так же, как в Иране сегодня, — гиперинфляцией… При этом в Иране и то гораздо большая демократическая (перед народом, а не Хоменеи или Ахмадинеджадом) ответственность правительства, фальсификации на выборах практически нулевые, равный доступ политических сил более-менее обеспечен, так что у Ирана есть немалые шансы вырулить из нынешней ситуации, сократив власть мулл. Впрочем, необязательно именно это — выход.

Когда конституционный монарх Хуан Карлос подавил попытку фашистского путча в Испании, лидер коммунистов воскликнул «Боже, храни короля!».
Но, при этом и в Иране совет мулл играет социально-ответственную, а временами и прогрессивную роль. В России я этой роли церкви и близких к ней кругов не наблюдаю, хотя были на Кирилла серьезные надежды, что он сможет сформировать из Церкви независимого общественного игрока, как в Польше или в странах Латинской Америки.

Вот в России всё время говорят о миллионе украинских гастарбайтеров.

Одно время я работал с так называемой «комиссией Грицака», которая сделала первый серьезный доклад по состоянию миграции и иммиграции в Украину. По результатам исследования «Состояние и перспективы миграционной политики в Украине» в нашей стране насчитывается от 5,1 млн до 6,8 млн мигрантов, имеющих различный статус пребывания. Всего из экономики Украины мигрантами ежегодно пересылается и вывозится 40-45 млрд грн.

А вот что мне известно, так это то, что кроме традиционных новых резидентов и граждан Украины из стран СНГ, то есть, преимущественно, кавказцев, украинское ПМЖ за двадцать лет получил почти миллион этнических русских «из-за линии Воронежа» и почти полностью выдавивших из себя русское население мусульманских провинций России.

Если Москва хочет слиться с Киевом в братских объятиях, у нее есть около 9 месяцев, чтобы предложить что-то стоящее, кроме «свободной торговли», куда позабыли включить главный импорт из России в нашу страну: энергоносители…