Крупнейшему национальному авиаперевозчику, компании Аэрофлот, 17 марта исполнилось 90 лет

Созданный в 1923 году как акционерное общество «Добролёт», сегодня Аэрофлот – один из крупнейших авиаперевозчиков Европы, на равных конкурирующий с крупнейшими авиакомпаниями мира.

В канун юбилея авиаперевозчик получил несколько значительных наград: авторитетнейший журнал мировой авиаотрасли Airline Business включил Аэрофлот в первую пятерку авиакомпаний Европы по выполненному пассажирообороту и темпам его роста. А Оргкомитет Олимпиады-2014 наградил авиаперевозчика премией «Навстречу будущему!» за современные технологии в подготовке к Олимпиаде Сочи-2014. Чуть ранее Аэрофлот стал обладателем премии «Звезда Travel.ru» в двух номинациях: «Лучшая компания по направлению СНГ (в том числе внутри России)» и «Лучшая компания по направлению Северная Америка».

Сегодня у Аэрофлота обширнейшая география полетов: 51 страна мира и 31 город внутри России. Флот авиакомпании считается одним из самых современных и молодых в Европе: 130 авиалайнеров, в основном самолеты семейства А320, А330 и Sukhoi SuperJet-100. В течение 2012 года авиакомпания перевезла 17,656 млн пассажиров, что почти на четверть больше, чем было в позапрошлом году! А совокупный пассажиропоток Группы компаний «Аэрофлот» достиг 27,5 млн. пассажиров. И это – без сомнения – отличный результат того огромного пути, который проделала компания, начиная с самого первого рейса по маршруту Москва – Нижний Новгород, который был совершен с Ходынского поля в 1923 году на немецком Junkers F13.

В стране, которая пережила революцию и гражданскую войну, к новому тогда виду передвижения – по воздуху – относились с энтузиазмом. Достаточно сказать, что рекламировать «дедушку» Аэрофлота – «Добролёт» – было поручено таким выдающимся деятелям культуры, как художнику-графику Александру Родченко и поэту Владимиру Маяковскому. В 30-е годы авиастроительство стало одной из наиболее важных задач страны, и в скором времени СССР мог похвастать самолетами конструкции Туполева, Ильюшина, Антонова. Эти лайнеры составили эпоху в мировом самолетостроении.

Крах СССР стал тяжелейшим испытанием для авиакомпании со времен Великой Отечественной войны. «В Советском Союзе это был абсолютный монополист, который выполнял коммерческую, социальную и любую другую функцию в одном флаконе, – рассуждает Агван Микаелян, генеральный директор компании «Финэкспертиза»,– Тогда многие рейсы дотировались государством, потому что надо было развивать внутриобластные перевозки и т.д. Это была одна компания». С распадом СССР и началом реформ авиаперевозки резко пошли на убыль, прибыль падала катастрофически, единая компания распадалась.

Тем не менее, отмечают эксперты, Аэрофлот смог удержать тот бренд, который заработал в советские годы. И хотя у компании были и провальные периоды, но в последние годы рейтинг и показатели Аэрофлота растут только вверх. «Сегодняшний российский Аэрофлот является достойным приемником великого советского «Аэрофлота» со всеми его победами,– считает Роман Гусаров, главный редактор портала «Авиа.ру».– Новый Аэрофлот принял знамя и нам совершенно не стыдно за нашего национального перевозчика. Он очень достойно представляет Российскую Федерацию в крупнейших авиационных гаванях мира».

Активный рост и развитие компании эксперты связывают с теми инновационными проектами и с обновлением, которое началось у Аэрофлота в 2009 году, когда генеральным директором стал Виталий Савельев. Он смог не только вывести компанию из кризиса, но провел ряд крупных объединений. В 2011 году по инициативе Савельева была открыта собственная Авиационная школа с запланированным объемом выпуска 160 пилотов (80 экипажей) в год. Предусмотрена подготовка кадров по 120 авиационным специальностям. В том же году был создан высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуации позволяет эффективно руководить производственными процессами.

«Аэрофлот» делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Так, буквально на днях был открыт Центр управления хабом (HCC) в базовом аэропорту Шереметьево. Центр позволяет в режиме реального времени отслеживать работу всех наземных служб, управлять транзитными потоками пассажиров и багажа, управлять оборотом воздушных судом. Аналогов HCC нет не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Цель компании – стать глобальным сетевым авиаперевозчиком. Уже к 2015 году Аэрофлот планирует нарастить долю рыночного присутствия и усилить свои позиции на основных целевых рынках. Компания поставила целью войти в число ведущих в Европе и стать наравне с ведущими авиакомпаниями мира. И это ей удается, о чем свидетельствуют многочисленные звания и награды, полученные компанией за последние годы.

«Стратегия развития – это путь, который компания себе наметила пройти,– считает Микаелян,– я бы от всей души пожелал в канун такого юбилея, чтобы они смогли это сделать, чтобы у них хватило сил, ресурсов, желания, компетенции менеджмента, чтобы это дело сделать. Могу сказать, что внутренних сил, потенции и возможностей стать мировым лидером у «Аэрофлота» есть».

«Очень часто летаю и на гастроли, и на отдых. И всегда, когда лечу самолетами Аэрофлота, спокойна. Верю, что самолеты пилотируются профессиональными летчиками, на борту работают галантные стюардессы и стюарды. Желаю компании расти и преумножать качество обслуживания и быть всегда на высоте!»,– поздравляет крупнейшего российского авиаперевозчика певица Варвара.